Ровно 95 лет тому назад, 12 июня 1930 года, над туманным Альбионом впервые поднялся в воздух бомбардировщик Хэндли-Пэйдж "Хейфорд" — один из наиболее странных боевых самолетов эпохи дизельпанка. Как видно на рисунке, в отличие от подавляющего большинства других бипланов, фюзеляж и мотогондолы у него крепились не к нижнему, а к верхнему крылу.
Такое решение относительно мотогондол еще можно понять: оно позволяло оснастить самолет винтами большого диаметра с высоким КПД, не удлинняя при этом стойки шасси. Но для чего к верхнему крылу прилепили еще и фюзеляж? Единственное, что приходит в голову, — некоторое увеличение секторов обстрела верхних пулеметов. Но стоило ли ради этого выдумывать такую "каракатицу"?
Несмотря на более чем экстравагантный внешний вид и довольно низкие характеристики,"Хейфорд" в 1932 году приняли на вооружение и запустили в серийное производство. При этом его максимальнаяскорость не превышала 230 км/ч, потолок — 6400 м, а максимальная бомбовая нагрузка составляла всего 2500 фунтов (1134 кг), что было слишком мало для столь крупной машины.
Тем не менее, самолет выпускался до начала 1937 года и был растиражирован в количестве 124 экземпляра, что, в общем-то, не так уж мало для мирного времени. В середине 30-х годов прошлого века "Хейфорды" составляли основу британской дальнебомбардировочной авиации.
Надо заметить, что в те времена ни одна из ведущих авиационных держав уже не выпускала бомбардировщиков столь архаичной концепции. Англичане тут здорово "тормознули" и отстали. К началу Второй мировой устарелость "Хейфорда" стала очевидна даже для самых замшелых ретроградов и консерваторов. Поэтому в 1939 году, всего через два года после завершения серийного выпуска, эти самолеты сняли с вооружения. Ни одного боевого вылета они не совершили, оставшись в истории авиации одним из забавных курьезов.

"Хейфорд" в стандартной окраске без вооружения.

"Хейфорд" с выпущенными предкрылками.

Линейка "Хейфордов" на аэродроме.


"Хейфорд" в полете с выдвинутой нижней стрелковой башней, которую летчики называли "мусорной урной".