Нет, речь в этой заметке пойдет не о колонне мотоциклистов, а совсем о другом. Раз уж у нас сегодня начался разговор о моих любимых шедеврах стимпанка и раннего дизельпанка, грех не рассказать поподробнее о том, о чем я вскользь упомянул в предыдущей заметке. А именно — о том что в 1864 году немецкие изобретатели Николаус Отто и Евгений Ланген запатентовали свой гравитационно-атмосферный двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе и предназначеннный для промышленного применениия. Несмотря на свою, в общем-то, примитивность, он оказался в пять раз (!) экономичнее газового двигателя Ленуара, а потому впервые смог составить серьезную конкуренцию паровым машинам.
"Отто-Ланген-мотор" представлял собой изящную пустотелую колонну или столб, внутри которой размещался цилиндр. Это было время красивых, а не просто утилитарных машин, поэтому колонну нередко оформляли в классической архитектурной стилистике. Поршень в цилиндре двигался вверх-вниз на метр-полтора, в зависимости от размеров двигателя. Вверху крепился массивный маховик, на который движение поршня передавалось с помощью шестерни и зубчатой рейки.
Характерной особенностью мотора было то, что рабочий ход поршня осуществлялся не при его движении вверх под напором топливных газов, а при падении вниз под действием собственного веса, отсюда название двигателя "гравитационно-атмосферный". При "скачке" поршня вверх специальный храповой механизм расцеплял рейку с маховиком.
Двигатели Отто-Лангена выпускались более полутора десятилетий, а объемы производства на пике достигали 140 штук в месяц. Всего их было продано около пяти тысяч штук, то есть, примерно в 10 раз больше, чем двигателей Ленуара. Многие из них сохранились до сих пор, в том числе и в исправном состоянии (жаль только, что не у нас).
Вверху — фотопортреты Евгения Лангена, Николауса Отто и установленный возле кёльнского технического музея памятник изобретателям и их двигателю. Внизу — чертеж "Отто-Ланген-мотора" образца 1867 года, подборка музейных фотографий и снимок передаточного механизма крупным планом. Не правда ли, замечательная конструкция?



"Отто-Ланген" в работе.