Ровно 115 лет назад, 30 октября 1910 года, на втором Парижском международном авиасалоне всеобщее внимание привлек необычный экспонат — первый в мире самолет без винта, спроектированный и построенный 24-летним румынским изобретателем Анри Коандэ. Из-за отсутствия пропеллера, этот аэроплан зачастую ошибочно называют реактивным, однако, на самом деле он имел обычный четырехцилиндровый поршневой двигатель "Клерже" мощностью 50 лошадиных сил, вращавший, крыльчатку центробежного компрессора.
Крыльчатка размещалась у входа в похожий на ведро кольцевой тоннель, окружавший носовую часть фюзеляжа. Какие-либо средства для создания реактивной тяги на самолете отсутствовали. По образному выражению историка Дмитрия Соболева, он представлял собой всего лишь "очень мощный пылесос" с бензиновым мотором. Хотя Коандэ в патентной заявке предусматривал возможность направления в тоннель компрессора загнутого назад выхлопного коллектора двигателя, на практике это не было реализовано.
За счет четырехкратного повышающего редуктора-мультипликатора крыльчатка могла вращаться со скоростью 4000 оборотов в минуту. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух довольно крупную и тяжелую машину. Она могла только кататься по земле. И хотя спустя много лет изобретатель заявлял, что его самолет якобы летал, никаких доказательств он представить не смог.
Более того, уже в начале XXI века были произведены расчеты, показавшие, что для подъема в воздух самолета Коандэ его компрессор должен был работать, как минимум, на семи тысячах оборотов в минуту, но при такой скорости вращения его неизбежно разорвало бы центробежной силой. Да и мотор для этого требовался гораздо более мощный. В общем, ситуация примерно та же, что и с мифическим полетом самолета Можайского, которому тоже фатально не хватало тяги.
Кстати, данное в российской Википедии описание силовой установки самолета Коандэ, как якобы имевшей реактивные камеры сгорания, абсолютно не соответствует действительности, равно как и описание его полета "при огромном стечении публики", взятое из журнала "Техника-молодежи" за 1967 год. Вся эта история — чистый вымысел то ли самого Анри Коандэ, то ли автора журнальной статьи. И этим она тоже очень похожа на насквозь фальшивую историю самолета Можайского.

Разрезы самолета Коандэ и его двигательной установки. Этот аэроплан выделялся на общем фоне не только своей оригинальным силовым агрегатом, но и аэродинмической схемой бесстоечного полутораплана с Х-образным хвостовым оперением и дополнительным стабилизатором, точнее - маленьким третьим крылом, поскольку оно имело несущий профиль.


"Псевдореактивный" самолет Коандэ на Парижском авиасалоне. Он был установлен отдельно от прочих экспонатов на втором этаже выставочного павильона. На снимке видна еще одна особенность машины — верхнее крыло с фиксированным предкрылком. Для 1910 года это было революционным нововведением, вошедшим в авиационный обиход только через четверть века.

Рекламный плакат Анри Коанда и чертеж из американского патента на его центробежный компрессор с моторным приводом, который он назвал "пропеллером". Как видите, это никакой не реактивный двигатель, поскольку в нем нет камер сгорания.
В том же 1910 году Коандэ сделал еще и аэросани с мотокомпрессорной силовой установкой. На санях она оказалась весьма кстати, поскольку значительно уменьшила габариты машины и позволила избавиться от "мясорубки" воздушного винта, представлявшего серьезную угрозу для окружающих.
По циркулирующим на Западе слухам, эти аэросани купил ни кто иной, как великий князь Кирилл Владимирович Романов, однако, подтверждений этому в российских источниках я не нашел.



 
                    
                 
                    
                