Почему растет спрос на фотографию и другие виды тиражного искусства

Почему растет спрос на фотографию и другие виды тиражного искусства

Развитие закономерно влечет за собой увеличение интереса, и не только прямых участников рынка, но и всех, кто находится рядом. А судя по статистике посещения московских арт-ярмарок (Cosmoscow — более 50 000 человек, Catalog — более 10 000 человек, Арт Russia — более 40 000 человек), таких заинтересованных людей немало. Возник вопрос, как взаимодействовать с этой аудиторией потенциальных покупателей. 

Российские вузы совсем недавно задумались о кафедрах и факультетах арт-менеджмента, поскольку каждый галерист сетовал на отсутствие простейших знаний у сотрудников первого звена. Сегодня бум на курсах галерейного дела, арт-дилерства, арт-консалтинга, но поток вопросов на ярмарках и в галереях не иссякает: по-прежнему некому объяснять посетителям простейшие вещи. 

Осенью 2024 года Ассоциация галерей (АГА), созданная в 2020 году по инициативе нескольких московских галеристов и Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», образовала рабочую группу, чтобы сформулировать базовые принципы цено­образования арт-объекта в поле тиражного искусства. Так на сайте ассоциации появился документ с названием «Формальные аспекты ценообразования в тиражном искусстве». Составляли его, как говорится, всем миром. Пока это первая помощь начинающему коллекционеру. Этот документ адресован в первую очередь тем, кто встал на путь собирателя, но также и тем, кто хочет заработать на поднимающемся рынке, поймать вместе с художниками волну удачи. Хотя вопросов будет еще много.

Мы писали просто и доходчиво, выложили документ в общее пользование. Объяснили, как возникают цифры, которые объявляют галереи во всем мире. Как бы мы ни хотели проложить свой уникальный путь, в данном случае он идентичен международному. А европейские и американские галереи заняты этим бизнесом с конца 1970-х. 

Ассоциация международных арт-дилеров фотографии появилась в 1979 году в штате Нью-Йорк. Сильный тогда музей Истмана Кодака в Рочестере приглашал к себе крупных арт-дилеров фотографии и предоставлял им за небольшую плату ($400) площадку: 1 кв. м на стене и столик для демонстрации работ. Удалось собрать приличное количество участников (у нас и сегодня нет столько арт-дилеров), а главное, кураторов департаментов фотографии ведущих американских музеев (у нас их тоже по пальцам пересчитать). С 1980 года там же была организована ярмарка фотографии. Работы оценивались по тем же принципам, что и сегодня: тираж, оригинальность, редкость, атрибуция, качество и состояние отпечатка — вроде бы очевидные, понятные всем определения. Мы в АГА разработали глоссарий, максимально дополняющий и объясняющий те термины, что отсутствуют в арт-словарях. Глоссарий тоже разместили на сайте ассоциации. 

Нужно еще упомянуть такие важные понятия, как уникальность, самобытность, репутация, личный бренд автора, — то, что автоматически влияет на любой креативный продукт. Но в случае с фотографией мы просто обязаны говорить о тираже. Это не просто цифра, а осознанное решение автора не превышать количество отпечатков в том или ином формате и передать это по наследству следующему владельцу авторского права в объеме исполнения. За последние 120 лет (столько существует рынок фотографии, если отсчитывать от создания первой фотогалереи — в США в 1905 году) большинство авторов стремилось ограничить тираж, чтобы придать более высокую цену каждому уникальному отпечатку. Но были и те, кто не хотел задумываться об этом и тратить усилия на контроль. Они просто подписывали свои работы, определяя их принадлежность. Политика каждого фотографа известна, опытные галеристы с ней знакомы: первые номера в тираже всегда дешевле последующих, тираж никогда не производится целиком. Работа печатается всегда под контролем автора или наследника (владельца авторского права) зачастую у одного и того же печатника (лаборанта) с целью полной идентичности работ в одном тираже. Галеристы четко разграничивают форматы и назначают объем тиража каждому из них. Это не значит, что форматов может быть бесконечное число. Но авторы, работающие сегодня, технологически достигают больших форматов печати, обычно имеют три-четыре формата для каждого произведения, в основном от авторов XX века, работавших обычно в двух форматах и делавших отпечатки только ручным способом на фотобумаге стандартных размеров. 

Любой отпечаток имеет стандарты атрибуции, но и она за 100 с лишним лет претерпела изменения. Галеристам нравится, когда автор не только ставит подпись, но и указывает своей рукой номер в тираже и название фотографии, пишет год создания и год печати. Но, к сожалению, так делали далеко не все. И сегодня уже специалисты аукционных домов в отделах фотографии или галеристы, отслеживая провенанс и происхождение работ, изучая музейные каталоги и монографии, восстанавливают утерянные данные. Знать это необходимо при покупке работы и получении сертификата. В отличие от этикеток на одежде эти сертификаты сильно влияют на дальнейшее бытование работ и их стоимость и должны храниться вместе с произведениями из коллекции. 

Часто источник, где куплен отпечаток, не менее важен, чем сама работа. Название галереи, фонда или имя владельца рассказывает специалисту о статусе и качестве хранения вашего отпечатка. Разглядывая лот на аукционе или работу в галерее, интересуйтесь провенансом и переходом из рук в руки. Условия хранения в прошлом напрямую влияют на сохранность отпечатков в будущем. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

6