В Москве начинают закрываться вендинговые автоматы из-за роста торгового налога

В Москве начинают закрываться вендинговые автоматы из-за роста торгового налога

В апреле в Москве закроется более тысячи вендинговых аппаратов, рассказал Forbes президент Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонид Нестеренко. Большинство их владельцев уже уведомили налоговиков, что автомат нужно снять с учета, и приступили к демонтажу, уточнял в разговоре с «Известиями» председатель правления союза Иван Попов. За полгода, по его оценке, может закрыться около 10 000 автоматов — половина от работающих сейчас. Это ударит и по франчайзинговым сетям, которым сейчас принадлежат в целом около 20% вендингов, а в кофейном бизнесе их доля гораздо выше, уточняет Нестеренко.

Вендинговый бизнес — хорошая точка старта для многих франчайзи: установка автомата не требует высоких инвестиций, его можно приобрести менее чем за 400 000 рублей, а сам бизнес достаточно прост, отмечает Нестеренко. Франчайзинговые пакеты в вендинге также проще структурированы и быстрее создаются, чем в других видах бизнеса.

В целом объем рынка вендинга в Москве СОТА оценивает в 29 млрд рублей, большая часть его участников — объекты микро- и малого бизнеса.

Однако в этом году московские операторы вендинговых автоматов столкнулись с проблемой: торговый налог для них вырос почти вдвое и резко снизил рентабельность бизнеса. С января вступили в силу поправки в городской закон о торговом сборе, принятые еще в 2023 году. Они предусматривали ежегодную индексацию ставок торгового сбора с применением коэффициента-дефлятора. В 2024 году ставка составляла 5184 рубля в квартал, в 2025-м ее пересмотрели, и при этом коэффициент-дефлятор был рассчитан с учетом инфляции, накопленной с 2015 года, рассказывал Нестеренко. В итоге ставка для вендинга увеличилась на 97,6% и составила 10 244 рубля с автомата в квартал. 

В СОТА считают, что такой способ расчета несправедлив и ставит вендинговый бизнес на грань выживания: эта отрасль одна из самых чувствительных к необоротным налогам. «Для розницы торговый сбор составляет 1000 рублей на квадратный метр, при этом вендинговый аппарат занимает такое же пространство, но он облагается сбором в 10 000 рублей, а рентабельность у розничной торговли и вендинга примерно одинаковая», — рассказывал Нестеренко Forbes. 

В феврале-апреле предпринимателям начали приходить уведомления из Налоговой службы о новых суммах начислений, которые вдвое или более превышают прошлогодние за тот же период, говорит Леонид Нестеренко: «В результате часть из них приняли решение демонтировать свои точки, так как они могут стать убыточными. Скорее всего, в первую очередь будут убирать аппараты, расположенные в объектах, где меньше потоки людей. Это библиотеки, досуговые и спортивные центры. Обычно в подобных местах выручка автоматов составляет 30 000-40 000 рублей в месяц, а прибыль владельца — не более 7000-8000 рублей в месяц». В итоге собственнику придется половину, а иногда даже и всю прибыль отдавать в качестве торгового сбора.

В феврале этого года СОТА направила в Минэкономразвития, Мэрию Москвы и другие ведомства письма с предупреждением, что повышение сбора с учетом всей накопленной за 10 лет инфляции приведет к катастрофическим последствиям для отрасли. Рынок, по оценке союза, лишится порядка 1 млрд инвестиций, а поступления налогов в городской бюджет сократится на 300 млн рублей. 

«Минэкономразвития ответило нам, что данный вопрос относится к компетенции московского Департамента экономической политики и развития. Там утверждают, что рассматривают наш вопрос, изучают цифры, и сообщат о результатах», — говорит Нестеренко. 

Председатель Союза потребителей России Алексей Койтов заявил «Известиям», что если размер торгового сбора действительно рассчитан с учетом инфляции за 10 лет, то «такому подходу нет разумных экономических или правовых оснований». «Если же нормативные акты, определяющие порядок взимания этого сбора, и разрешительная документация на этот вид бизнеса предусматривали, что в последующем возможен пересмотр сразу за несколько лет, то это уже проблема предпринимателей, ведь это не изучили своевременно нормативную базу», — отмечает Койтов. 

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что сокращение числа вендинговых автоматов не приведет к серьезным негативным последствиям, с учетом того, что некоторые из них могут быть замещены удобными сервисами доставки. При этом эксперт подчеркнул, что в некоторых зонах, где наценка на вендинговую продукцию достаточно велика — например в залах ожидания в аэропортах и подобных территориях с ограниченным доступом — бизнес на торговых автоматах будет и дальше обеспечивать владельцам высокую рентабельность.

4