В 2025 году российский рынок жилья, опомнившись от шоков предыдущего года, вступил в фазу новой «нормальности» и учился в ней существовать. Эта фаза характеризуется не возвратом к докризисным моделям, когда бал правила супердешевая и доступная ипотека, разогнавшая спрос и цены, а осознанием невозможности этого возврата и формированием новых правил игры. И в новой реальности причин для роста цен на жилье нет: на рынке стагнация, которая продлится как минимум еще год. Сегодня ажиотажный, ипотечно-спекулятивный спрос, определявший динамику рынка в предыдущие годы, окончательно уступил место реальному, потребительскому. А он в текущих экономических условиях ограничен.
Давайте вспомним: 2025 год начался для рынка жилья относительно бодро, насколько это возможно в текущей экономической ситуации. Если смотреть, например, по Москве, то здесь в феврале, после традиционно вялого января, половину которого занимают праздники, спрос показал прирост в среднем на 25–40% по всем сегментам. Это и первичный рынок, и вторичный, и ипотека. Но весенне-летний сезон внес коррективы и остудил продажи, которые не «разбудило» ни начавшееся снижение ключевой ставки, ни старт делового сезона осенью.
Причины вполне объяснимы: ставки по ипотеке заградительные, платежеспособность населения оставляет желать лучшего, цены на квартиры остаются завышенными и пересматривать их продавцы не спешат. А осторожное снижение ключевой ставки, которую в июне 2025 года опустили до 20%, в июле — до 18%, а в августе — до 17% годовых, вопреки ожиданиям, не разморозило, а, напротив, заморозило покупательскую активность: в основной своей массе люди пока занимают позицию наблюдателей, предпочитая дождаться более выгодных условий.
Ждать возвращения активности на рынке жилья пока не стоит — ипотека останется дорогой по крайней мере еще год, о чем говорят и индикаторы стоимости обеспеченных денег (ставки RUSFAR), и облигации с фиксированным купоном ОФЗ-ПД. Так, например, трехмесячный RUSFAR, что соответствует сроку примерно до конца 2025 года, лишь немногим ниже 17%, а это позволяет прогнозировать либо сохранение ключевой ставки на этот срок, либо ее снижение в лучшем случае на 0,5–1%. Текущая доходность почти всей кривой ОФЗ-ПД расположена вблизи отметки 15% годовых. Это означает, что в перспективе года, условно к следующему лету, рынок ожидает ставку примерно 15% и вряд ли сильно ниже. То есть до конца 2025 года ставка будет 17%, в лучшем случае ее снизят до 16%, а к следующему лету — до 15%, возможно, до 14% при хорошем раскладе.
Что это означает для рынка недвижимости? Ипотеку в лучшем случае на уровне 17–18% годовых к середине следующего года и примерно 20% годовых в ближайшие месяцы. Так что существенного роста покупательской активности в перспективе ближайшего года ожидать не следует. Напротив, будет только расти число дефолтов и отказов от покупки со стороны тех ипотечников и рассрочников, кто рассчитывал в обозримом будущем перекредитоваться под низкий процент. И, учитывая сложную нынешнюю геополитическую и макроэкономическую обстановку, улучшение ситуации маловероятно.
Что это означает для застройщиков, которые, казалось бы, уже адаптировались к жизни в условиях вялого спроса и дорогих денег и перестали надеяться на «волшебную пилюлю»? Что эта новая реальность — не временные трудности, а новая эпоха высокой стоимости капитала. Это фундаментально меняет для них саму модель бизнеса. Девелоперы научились выживать, оптимизируя издержки, замедляя темпы строительства и работая с узкой прослойкой платежеспособных клиентов. Но теперь оказывается, что это выживание — не тактическая пауза, а новая постоянная стратегия. Ожидание, что вот-вот ставки снизятся и рынок вернется к докризисной динамике, окончательно тает. Это консервирует текущую ситуацию с ограниченным спросом, но с одним важным дополнением — будет нарастать вторая волна проблем, исходящая от тех, кто уже купил в рассрочку или взял ипотеку в расчете на скорое рефинансирование. Порочный круг: новые покупатели не приходят из-за дорогой ипотеки, а существующие клиенты начинают «отваливаться», не справляясь с платежами. Это уже не просто стагнация, это медленное сжатие рынка.
В таких условиях главной задачей становится доведение до ума уже начатых объектов и сохранение операционной жизнеспособности. Для некоторых игроков это может стать непосильной задачей, и мы увидим новую волну консолидации или ухода с рынка тех, чьи финансовые резервы уже на исходе.
Так или иначе, возврата к прежней модели наращивания объемов под кредитное плечо в обозримом будущем не предвидится. Застройщикам придется учиться не просто выживать, а существовать в совершенно новой парадигме, где дорогие деньги — это не временная помеха, а данность, определяющая каждый их шаг.
Пока ставки остаются высокими, для рынка недвижимости это однозначно непростые годы, в течение которых перекладывать возросшую себестоимость в цены вряд ли получится. В 2026 году цены на жилье будут в лучшем случае топтаться на месте, а в худшем — постепенно сползать вниз, особенно на низколиквидные и переоцененные объекты. Впрочем, многое будет зависеть от геополитики и экономической политики государства. Но в целом рынок движется в сторону зрелости, когда ситуацию, в том числе и с ценами, определяют внутренние рыночные процессы, а не внешние «костыли» и «допинги».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора