Минфин США в сети X (заблокирована в России) в ночь на пятницу, 7 ноября, назвал нефтетрейдера Gunvor «кремлевской марионеткой» и добавил, что компания «никогда не получит лицензию на извлечение прибыли» из активов «Лукойла». В ответ Gunvor заявил, что министерство дезинформировано, его заявление не соответствует действительности, но приобретать зарубежные активы «Лукойла» компания не будет.
Gunvor, говорится в сообщении трейдера, всегда отличалась открытостью и прозрачностью в том, что касается ее владельцев и бизнеса, и уже более 10 лет активно дистанцируется от России и распродала российские активы. Компания также отметила, что будет приветствовать возможность исправить «явное недопонимание» со стороны Минфина США.
«Лукойл», вторая крупнейшая российская нефтяная компания, сообщил, что принял предложение Gunvor купить его зарубежный бизнес 30 октября, через восемь дней после того, как США ввели санкции против него и его дочерних предприятий. Опрошенные Forbes эксперты тогда подсчитали, что за эти активы, оцениваемые примерно в $10 млрд, «Лукойл» мог бы выручить до $3 млрд. В компании на запрос Forbes прокомментировать отказ Gunvor от сделки не ответили.
«Кремлевская марионетка»
Gunvor Group, одна из крупнейших в мире независимых компаний по торговле сырьевыми товарами, была создана в 1997 году на базе внешнеторговой организации «Кинэкс» при Киришском НПЗ в Ленинградской области. Основателями были миллиардер Геннадий Тимченко и его шведский партнер Торбьерн Торнквист. У партнеров было по 43,6% акций компании. В 2014 году, накануне введения против него санкций США, Тимченко продал свой пакет Торнквисту. Минфин США тогда указывал, что деятельность российского миллиардера в энергетическом секторе напрямую связана с президентом Владимиром Путиным. По сообщению американского ведомства, поскольку Путин инвестировал в Gunvor, возможно, он имеет доступ к средствам компании. После ухода Тимченко трейдер продолжил работу с ведущими российскими нефтяными гигантами, такими как «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
За две недели, прошедшие между предложением Gunvor и его отказом от сделки, много говорили о том, что покупка может не состояться. Bloomberg 4 ноября писал, что Минфин США выясняет историю и нынешнее состояние отношений компании с Владимиром Путиным, а Торнквист в интервью тому же Bloomberg заявил, что после приобретения активов «Лукойла» они будут полностью избавлены от российского контроля или влияния. Он также исключил возможность обратной продажи каких-либо активов, если санкции с российской компании будут сняты. Но это не помогло.
Решение об отказе Gunvor в выдаче разрешения на покупку активов российской компании вполне ожидаемо, говорит руководитель центра анализа сырьевых рынков Института энергетики и финансов Максим Шевыренков. «Минфин США изучил компанию, которая активно торговала российской нефтью и нефтепродуктами до 2023 года, и заподозрил, что, несмотря на заявления Торнквиста, сделка может включать опцию обратного выкупа. Поэтому и решил ее не согласовывать», — полагает он.
Из сообщения Минфина США прямо следует, что сделка заблокирована по политическим причинам, говорит руководитель департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниил Тюнь. Пока отношения США и России остаются напряженными, любые крупные сделки с российскими активами будут проверяться на геополитику, подчеркивает он.
Независимо от желания сторон заключить соглашение, последнее слово в данном вопросе остается за Вашингтоном, соглашается старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Кандидатура Gunvor явно не устраивает американские власти, поэтому рассчитывать на то, что компания сможет продолжить работу по оформлению сделки с «Лукойлом», не стоит», — считает аналитик.
Торг уместен?
Сделка еще может состояться, не согласен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Возможно, Торнквисту придется приложить дополнительные усилия, чтобы получить разрешение. «А может, не был решен окончательно вопрос о сумме выкупа, и «Лукойлу» придется дать больший дисконт при продаже активов», — добавляет Митрахович.
Независимый эксперт Максим Шапошников не исключает, что на активы «Лукойла» могут претендовать американские покупатели. Но они, скорее всего, готовы заплатить гораздо более низкую цену, чем та, которую предлагал Gunvor. Возможно, рассуждает Шапошников, потенциальный претендент захочет войти в сделку вместе с Gunvor, выторговав максимально выгодные условия. Наиболее вероятным покупателем, по мнению эксперта, может оказаться компания из США с хорошими связями с властями. А пока «Лукойл» не найдет покупателя, активы компании будут простаивать, если, конечно, местные власти не предпримут мер вплоть до их национализации, полагает Шапошников.
Даже если потенциальный покупатель появится, нет гарантий, что его кандидатура устроит Минфин США, считает Никита Блохин. К тому же до сих пор непонятно, какие активы могут войти в периметр предполагаемой сделки и какой будет ее окончательная стоимость, добавляет эксперт.
Количество зарубежных активов «Лукойла», которые будут продаваться, теперь может оказаться намного меньше ожидавшегося, полагают аналитики «БКС Мир инвестиций». До 21 ноября — а именно столько дало Управление по контролю за иноcтранными активами Минфина США (OFAC) на завершение всех операций с российской компанией — найти новых покупателей и провести сделку практически невозможно. Так что у «Лукойла» пропадает фактор срочности и компания может сосредоточиться на поиске покупателей на активы, в которых владеет долей 50% и более. А это в первую очередь НПЗ в Болгарии, Румынии, нефтяные проекты в Ираке, считают аналитики «БКС Мир инвестиций».
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман также обращает внимание на то, что разрешения OFAC на операции с подсанкционной нефтяной компанией действуют еще две недели. «Некоторые страны, в которых расположены активы «Лукойла», могут попросить о продлении лицензии для конкретного предприятия. Но представители США уже дали понять, что хотят нанести максимальный ущерб бизнесу «Лукойла», так что в продлении может быть отказано», — рассуждает аналитик. В такой ситуации, считает Кауфман, увеличиваются риски перехода некоторых активов российской компании под внешнее управление, как это случилось с НПЗ «Роснефти» в Германии, или даже их полноценной национализации.
Сделка не сорвалась окончательно, она поставлена «в долгий холодильник», уверен Тюнь из AMCH. Участвующие в ней активы либо могут работать автономно, но с ограниченным выводом капитала и повышенным контролем зарубежных регуляторов, либо могут быть переданы под управление партнерам в нейтральных юрисдикциях, считает аналитик. Он также допускает, что продажа может осуществиться с использованием более сложной схемы — через промежуточные фонды, трастовые конструкции или совместные управляющие компании.