Бизнес

В грамм добыча, в год труды: как государство и бизнес борются за кадры в АПК

В грамм добыча, в год труды: как государство и бизнес борются за кадры в АПК - актуальные новости по теме Бизнес на Toplenta

Дефицит кадров в аграрном секторе первый замглавы Министерства экономического развития России Максим Колесников в июне оценивал в 143 000–200 000 человек. Казалось бы, дефицит этот можно ликвидировать за несколько лет: в этом году в аграрных университетах и колледжах, по словам зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлии Оглоблиной, учатся почти 280 000 студентов. 

Но работать в АПК идут лишь 13% выпускников аграрных вузов, а индустрии нужно, чтобы этот показатель составлял 70%, в сентябре этого года говорила министр сельского хозяйства Оксана Лут. На решение этой проблемы ни государство, ни агрокомпании не жалеют ни сил, ни денег.

Куда пойти учиться

Первую часть задачи — привлечь абитуриентов — выполнить удалось. «В 2025 году в подведомственные нам вузы было зачислено более 78 000 человек», — говорят в Минсельхозе. Для сравнения: в 2025 году всего во все вузы страны поступили 904 000 выпускников школ и колледжей (440 000 заняли бюджетные места, а 464 000 — платные), то есть на аграрные вузы пришлось 8,6% зачисленных. «Выпуск также увеличивается — на 9,5% с 2022 года», — рассказывает представитель министерства. 

Наиболее популярные специальности по данным приемной кампании 2025 года: биотехнология, землеустройство и кадастры, природообустройство и водопользование, агрохимия и агропочвоведение, ветеринарно-санитарная экспертиза, продукты питания из растительного сырья, агроинженерия, агрономия.

Всего Минсельхозу подведомственно 45 вузов, еще у 11, напрямую к министерству не относящихся, есть аграрные направления. Их финансируют Минобрнауки и Минпросвещения, пояснили Forbes в министерствах.

В 2024 году на обучение по агроспециальностям в вузах Минсельхоза было подано почти 350 000 заявлений — на 10,6% больше, чем в 2023-м. На бюджетные места зачислено 42 800 человек, а с учетом студентов, поступивших на платную форму обучения, аграрное образование в 2024 году выбрали почти 79 000 человек — столько же, сколько в текущем.

В крупнейшем в стране сельскохозяйственном вузе, Российском государственном аграрном университете (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева), в этом году было 1867 бюджетных мест по различным программам бакалавриата и специалитета. А заявления на зачисление подало более 110 000 абитуриентов. Это рекорд за все 160 лет существования учебного заведения, рассказали Forbes в вузе, конкурс — почти 60 человек на место. Следующие по масштабу вузы сектора — это Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина и Ставропольский государственный аграрный университет.

Абитуриенты могут подавать документы в несколько вузов сразу, но крупнейший, к тому же расположенный в столице РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, закономерно аккумулирует почти треть заявлений. Всего в 2025 году в университете учится 13 901 студент, из которых большинство, 10 287 человек, — на бюджетной основе.

В среднем в 2024 году государство выделяло на обучение в университете одного студента 475 600 рублей в год. По оценкам собеседников Forbes в сфере образования, в зависимости от вуза и направления обучения затраты на одного студента в год по аграрному направлению могут составлять 350 000–500 000 рублей в год. Много это или мало? Если взять, например, специальность «Лечебное дело», то там в 2025 году затраты государства на одного студента-очника в среднем равнялись 314 500 рублей.

Ни в Минсельхозе, ни в Министерстве образования не смогли ответить на вопрос, сколько денег государство тратит ежегодно на студентов аграрных вузов, и даже на вопрос о точном количестве этих студентов. Если взять количество обучающихся в университетах и колледжах, названное Юлией Оглоблиной, в 280 000 человек, то исходя из соотношения поступивших на бюджет и за деньги в 2024 году (42 800 и 36 200) можно предположить, что примерно 151 000 студентов — бюджетники. В 2020 году ректор РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Трухачев сетовал, что число обучающихся за счет государства в системе агровузов снизилось до 165 000 человек. Получается, что ежегодно на студентов-аграриев государство расходует, по грубым подсчетам, порядка 50–75 млрд рублей (350 000–500 000 рублей на человека в год). Но это еще не предел. 

Со школьной скамьи

Борьба за кадры в АПК теперь начинается со школы. В нацпроекте «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» есть инициатива «Кадры в АПК». Всего до 2027 года правительство планирует направить на нее 28,1 млрд рублей, из которых почти 7,4 млрд будет потрачено в 2025 году. «Кадры в АПК» предусматривает создание в России к 2030 году 18 000 агроклассов.

Что такое агроклассы? «Это целая экосистема профориентации: школьники знакомятся с современными аграрными профессиями, посещают предприятия АПК, разрабатывают и защищают исследовательские проекты», — рассказывает Оглоблина из комитета Госдумы по аграрным вопросам. Чаще всего эти классы открывают в сельских школах. Бюджет проекта покрывает расходы на ремонт и оснащение помещений, из него доплачивают педагогам по 30 000 рублей в месяц и организовывают мероприятия для школьников. Сейчас создано уже 189 таких классов, где учится около 3000 школьников, рассказали в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Хотя работать со школьниками начали только в прошлом году, первые результаты уже видны. «В 2025 году в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева было зачислено 390 человек, окончивших агроклассы, 281 из них поступил на бюджет. А это 14% от общего числа поступлений», — рассказали Forbes в университете.

Дополнительно к бюджету проекта «Кадры в АПК» в этом году правительство выделило 24 регионам более 1,3 млрд рублей — на субсидирование целевого обучения студентов агровузов, расходы на оплату их проживания, а также стимулирующие выплаты специалистам ключевых проектов в АПК. Также из проекта компенсируют оплату труда и проживание практикантов, обеспечивают стимулирующие выплаты специалистам вузов и научных организаций, участвующих в проектах по модернизации и инновационному развитию агропрома, и преподавателям образовательных организаций — по 40 000 рублей в месяц.

Аграрии мотивируют, государство платит

Агрокомпании тоже стараются участвовать в подготовке будущих сотрудников, заключая с абитуриентами договоры целевого обучения. С 1 января 2025 года государство компенсирует сельхозпредприятиям затраты на обучение студентов в агровузах. Причем для учебных заведений, подведомственных Минсельхозу, Росрыболовству и Россельхознадзору, компенсация составляет до 90% затрат, для других вузов — до 30%. Объем этих компенсаций выяснить не удалось. 

«Студенты обучаются по договору с конкретным работодателем и четко понимают перспективы карьерного и профессионального роста», — пояснили Forbes в пресс-службе Минсельхоза.

Сейчас абитуриент может сам найти предложение от заказчиков-работодателей на портале «Работа России» и подать заявление на целевой набор. При успешном прохождении конкурса молодой человек учится бесплатно, но должен проработать на предприятии, с которым после поступления заключил договор, определенный срок, обычно от трех лет.

Часто не абитуриенты стремятся занять место в вузе, а компании сами активно «хантят» их еще в выпускных классах. «Считается, что поступить на целевые места проще, на них отдельный конкурс. Но желающих выбрать аграрную профессию обычно не так много, вузы рады помощи в поиске абитуриентов, поэтому охотно заключают договоры с агропредприятиями», — говорит источник Forbes в Госдуме. Учится студент за счет бюджетных средств, а будущие работодатели поддерживают его во время учебы, говорят в РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева. Целевые студенты часто получают дополнительную стипендию, им компенсируют расходы на транспорт и общежитие, организовывают стажировки и практики на предприятии работодателя.

В 2024 году договоры о целевом обучении заключили 4098 студентов, сообщает Минсельхоз — не так много, если вспомнить, что «бюджетников» в агровузах десятки тысяч. Наибольшее количество «целевиков» выбрали специальности «Ветеринария», «Агроинженерия», «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния». «Целевики», решившие все же не работать в сельском хозяйстве, выплачивают штраф.

«80% наших «целевиков» после вуза приходят работать к нам», — говорят в пресс-службе «Черкизово».

Крупный агрохолдинг «Таврос» активно сотрудничает как с аграрными вузами, так и с колледжами. «В прошлом году от нас поступили 32 человека, включая и вчерашних школьников, и уже работающих сотрудников. Каждый год студенты проходят у нас практику и стажировку. А наши специалисты читают лекции и участвуют в научно-образовательных проектах», — говорит управляющий директор группы «Таврос» Сергей Новосад.

«У нас 49 человек на целевом обучении, — рассказывает Галина Срибная, руководитель департамента по управлению персоналом ГК «Агропромкомплектация», крупного производителя молока и свинины. — Мы считаем, что такая подготовка позволит нам обеспечить себя кадрами в ближайшем будущем и закрепить специалистов за нашими предприятиями».

Агрономы и ветеринары

Однако пока проблема кадров не решена, и у выпускников агровузов нет проблем с тем, чтобы найти работу. Спрос на специалистов в аграрной отрасли растет опережающими темпами: в первые шесть месяцев 2025-го он увеличился на 68% год к году, отмечает директор категории «Рабочие и линейные профессии» «Авито Работы» Андрей Кучеренков. С ним соглашается директор hh.ru по исследованиям Мария Игнатова. С января по начало октября в сфере сельского хозяйства на hh.ru было открыто более 192 300 вакансий, объем спроса в отрасли достиг уже 80% относительно прошлогодних показателей, приводит свою статистику она.

За последние девять месяцев, по данным hh.ru, часто искали сервисных инженеров/инженеров-механиков (более 53 800 позиций), ветеринарных врачей (более 11 600) и агрономов (более 7000 вакансий). Растет спрос и на IT-специалистов, готовых работать в агропромышленном комплексе. За девять месяцев этого года было опубликовано более 3500 вакансий по стране, добавляет Игнатова.

Спрос на профессионалов с высшим образованием все больше, отмечают и в агрохолдингах. «Очень не хватает узкопрофильных специалистов, чьи компетенции находятся на стыке нескольких сфер: агробиотехнологи, агрономы, специалисты в сфере молекулярной генетики, фитопатологии, бактериологии и так далее», — сетует генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Конкуренция за специалистов очень высокая, отмечают и в «Черкизово». «Не хватает агрономов, ветеринаров. Причем речь не просто о количестве, но и о квалификации», — соглашается с коллегами Сергей Новосад из «Таврос».

При этом предложения работодателей улучшаются: средняя зарплата для начинающего агронома, по словам Кучеренкова, увеличилась на 39% год к году и в первой половине 2025-го составила 103 594 рубля в месяц. 

Зумеры на селе 

Проблема в том, что этих денег на жизнь в деревне не хватит. Чтобы обеспечить уровень жизни, хотя бы сопоставимый со «средним московским», каждому члену семьи в селе нужно зарабатывать заметно больше, чем в столице, говорит директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Наталья Шагайда. Средняя зарплата в столице в I квартале 2025 года, по данным Мосстата, составляла 160 700 рублей. «Без собственного хозяйства в селе приходится покупать все в магазине, а цены там порой даже выше московских. К врачу нужно ехать, мелкий ремонт или благоустройство почти всегда делать самому. К тому же в городе есть досуг, развлечения, инфраструктура, — перечисляет она. — Так что сельский житель должен быть и здоровым, и обеспеченным». 

Для поколения Z (18–25 лет) приоритетами остаются высокая зарплата, гибкий график и баланс между работой и личной жизнью, показывает опрос «Авито Работы», говорит Кучеренков. Больше половины зумеров (53%) ставят на первое место доход, 40% ценят возможность совмещать работу с учебой или другими занятиями. «А профессии в агросфере предполагают полную занятость на производстве или в полевых условиях и воспринимаются ими как менее современные по сравнению, например, с IT или креативными индустриями», — комментирует Кучеренков.

Так что выпускники аграрных вузов идут работать менеджерами по продажам, административными работниками, экономистами и бухгалтерами, в IT, перечисляет аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Работают они инженерами в промышленности, строительстве, на транспорте, ветеринарами в клиниках, в сфере ландшафтного дизайна и озеленения — но в городе. 

«А более 50% студентов старших курсов вузов в принципе не хотят работать по найму, их привлекает свой бизнес, карьера фрилансера или торговля на бирже и маркетплейсах», — сетует эксперт в области управления персоналом Института экономики роста им. П.А. Столыпина Татьяна Кожевникова.

Чем заманить?

«Задача — оставить выпускников в отрасли», — говорит Forbes зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. И компании не жалеют на это ни сил, ни денег.

«Кампании по привлечению выпускников рассматриваются как полноценный PR-проект, — рассказывает директор по устойчивому развитию сервиса умного лесовосстановления «Сохрани лес» Александр Чикин. — Усилия бизнеса по созданию благоприятных условий сейчас должны быть качественно «упакованы» — начиная от визуального ряда и заканчивая интервью, демонстрацией внутренней кухни. Ликвидация дефицита кадров в АПК с точки зрения маркетинга сродни выводу на рынок инновационного продукта». 

Крупные компании организуют оплачиваемые стажировки для молодых специалистов, выстраивают партнерские отношения с вузами, колледжами и техникумами, работают со школьниками.

«Степь» открывает кампусы в регионах, где молодые люди живут во время практики. «В прошлом году у нас на стажировках было около 300 человек. По статистике, примерно треть студентов, прошедших практику в агрохолдинге, возвращается либо на повторную стажировку, либо уже для трудоустройства в компанию», — говорит Андрей Недужко.

Так, с 1 сентября 2025 года действует программа «Учебный год в «Степи», которая, по планам, должна охватить 6 млн человек. В рамках программы проводятся форумы, конкурсы, организуются стажировки и онлайн-семинары. Объем инвестиций в привлечение молодежи не раскрывается, но в агрохолдинге 19% молодых сотрудников, это почти вдвое превышает показатель по отрасли, говорит представитель компании. 

«Черкизово» тоже работает со студентами, начиная с младших курсов. И не только выплачивает стипендии, но и участвует в процессе обучения, создавая кафедры с адаптированными под потребности холдинга программами, рассказали в компании. 

«Агропромкомплектации» работают более чем с 30 вузами и училищами, проводят профориентационные мероприятия, организуют экскурсии на производственные площадки, говорит Галина Срибная.

Но для изменения ситуации в отрасли нужен комплексный подход, уверена руководитель компании «Уровень 85» (85 Level) Любава Трофимова. Важно и формировать представление о привлекательности работы в АПК, и повышать заработную плату до того уровня, который позволит не просто конкурировать с офисными вакансиями, но и мотивировать привыкшую к городскому комфорту молодежь перебираться в села. Сильнейшим стимулом, по ее словам, будет появление ипотеки для работников агросектора по аналогии с IT-ипотекой.

Фильтры и сортировка