1942 год, разгар войны. Американские бомбардировщики ревут в небе, и где-то в штаб-квартирах нефтяных компаний инженеры лихорадочно мешают новые рецептуры топлива. В тот год появилась техническая спецификация на авиационный бензин. Документ, написанный сухим языком стандартов, но с судьбоносными последствиями.
Никто из авторов тогда и представить не мог, что спустя 80 лет пилоты небольших самолётов всё ещё будут зависеть от этой бумажки, а из выхлопных труб их Цессн и Пайперов будет лететь свинцовая пыль.
Ваш автомобиль уже давно переваривает исключительно бензин без свинца, а вот самолёты малой авиации до сих пор летают на этилированном. Почему так вышло? Сейчас расскажу.
Мы пройдём путь от военных топлив времен WWII до современных поисков «зелёного» авиабензина. Будут и про октановое число, загадочную аббревиатуру TEL и кейсы, при которых переход на новое топливо внезапно обернулся износом двигателей. Это история о стандартах и компромиссах, о том, как одна специфическая формула топлива стала монополией в нишевом рынке, и о драматичной гонке за её замену.
ding!