Скандинавский змеедракон

Скандинавский змеедракон


Ровно 70 лет назад, 25 октября 1955 года, впервые поднялся в воздух прототип шведского истребителя Сааб-35 "Дракен" ("Дракон" или "Змей") — одного из самых оригинальных и при этом удачных боевых самолетов той эпохи.

Безусловно, эта машина является предметом законной гордости шведских авиастроителей, ведь она не только вдвое превысила скорость звука (на что в те годы были способны буквально единицы), но еще и обладала зачатками сверхманевренности. В частности, на ней впервые удалось выполнить фигуру высшего пилотажа, которую впоследствии назвали "Коброй Пугачева".

В общем, рождение "Дракона" было связано с многочисленными новациями и немалым техническим риском. Но в итоге этот риск себя оправдал.

Аэродинамическая схема "Дракена" даже сейчас выглядит необычно и футуристично, что уж говорить о середине 50-х? Бесхвостка с крылом удивительно малого удлинения в форме "двойная дельта" с ярко выраженными изломами по передней и задней кромкам.

Вся задняя кромка крыла представляла собой отклоняемые рулевые поверхности, а его корневая часть до излома одновременно являлась воздухозаборниками двигателя! Несомненно, додуматься до такого могли только мудрые викинги, наевшись мухоморов.

Однако мухоморы викингов не подводят. Самолет успешно выдержал испытания, в 1960-м был запущен в серию и принят на вооружение шведских ВВС в качестве истребителя-перехватчика. А в дальнейшем его купили и приняли на вооружение Финляндия, Австрия и Дания.

Всего был построен 651 "Дракон" в 11 модификациях, включая экспортные, что для нейтральной Швеции с населением в полмосквы является выдающимся показателем. До сих пор "Сааб-35" остается самым распространенным и массовым сверхзвуковым самолетом, разработанным скандинавами. Он был окончательно снят с вооружения в 2005-м, но вряд ли его региональный рекорд когда-нибудь будет побит.

Однако чего за ним не числится, так это участия в военных действиях. За 45 лет своей строевой службы "Драконы" не совершили ни одного реального боевого вылета и не провели ни одного воздушного боя, за исключением учебных. Впрочем, это не удивительно, ведь Швеция с 1815 года ни разу ни с кем не воевала, строго блюдя свой нейтралитет, пока в прошлом году не вляпалась в НАТО. Впрочем, это уже совсем другая история.

v70glbsh0vxa1.jpg
Экспериментальный самолет Сааб-210 "Маленький дракон", на котором шведы отрабатывали аэродинамическую схему и особенности пилотирования будущего "Дракена".

draken.jpgПрототип "Дракена" на испытаниях.

45996_rd.jpg
Шведский строевой "Дракен" с подфюзеляжной пушкой и австрийский "Дракен" с подвесным топливным баком.

vffvd.jpg
Финский "Дракен" в трех проекциях.

dr3.jpg
Шведский двухместный учебно-тренировочный "Дракен" SK-35C. Всего было построено 36 таких машин.

1654952239114978563.gif
"Дракен" делает "кобру". До появления советского истребителя Су-27 ни один самолет в мире не мог повторить этот маневр.

📌 Похожие новости

Гибель белой императрицы

Гибель белой императрицы

Ровно 85 лет назад, 27 октября 1940 года, командиру немецкого дальнего морского бомбардировщика...

27.10.2025 18:57
Нет изображения

Серебристые лошадки

В дополнение к предыдущей заметке — живописная подборка окрасок и обозначений послевоенных...

26.10.2025 16:19
Мустанг, лягнувший Гитлера

Мустанг, лягнувший Гитлера

Ровно 85 лет назад, 26 октября 1940 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец...

26.10.2025 13:37
По просьбам читателей

По просьбам читателей

Чертеж Бе-12 из журнала "Легендарные самолеты": Ну и в качестве бонуса — чертеж его несостоявшегося...

19.10.2025 08:29
Чайка смело пролетела над седой волной...

Чайка смело пролетела над седой волной...

Ровно 65 лет назад, 18 октября 1960 года, под управлением летчика-испытателя Петра Бобро и второго...

18.10.2025 16:03
Стальная саламандра

Стальная саламандра

Из предыдущих заметок у вас могло создаться впечатление, что в годы Первой мировой бронированными...

18.10.2025 13:08