Чайка смело пролетела над седой волной...

Чайка смело пролетела над седой волной...


Ровно 65 лет назад, 18 октября 1960 года, под управлением летчика-испытателя Петра Бобро и второго пилота Виктора Панькина впервые поднялся в воздух крупнейший в мире на тот момент турбовинтовой гидросамолет-амфибия Бе-12 "Чайка", разработанный в таганрогском конструкторском бюро Георгия Бериева.

Этот патрульно-противолодочный самолет и дальний морской разведчик стал одним из величайших достижений советского авиастроения хрущевских времен. Он установил 42 официально зарегистрированных мировых авиационных рекорда, выпускался серийно с 1960-го по 1973 год, был построен в количестве 143 штук и до сих пор, представьте себе, состоит на вооружении российской военно-морской авиации.

По состоянию на начало текущего года в строю находилось шесть машин в поисково-спасательной модификации Бе-12ПС, которые время от времени совершают патрульные полеты над побережьем Крыма, а еще 24 в принципе рабочих экземпляра — на хранении.

И хотя я слышал от летчиков за рюмкой чая, что Бе-12 — капризен и сложен в управлении, за 65 лет эксплуатации по всем причинам, включая ошибки экипажей и столкновение со стаей птиц, разбилось в авариях и катастрофах всего 10 машин, что объективно является очень низким показателем. А значит, самолет выдержал экзамен на надежность и безотказность.

Кстати, в 1996 году, на первом Геленджикском гидроавиасалоне, мне довелось слетать в качестве пассажира на этой машине, точнее, на ее ее противопожарном варивнте Бе-12П (сам напросился). И это было незабываемо.

00012781-1.jpg
Первый прототип Бе-12 на испытаниях в Азовском море в 1960 году. Обратите внимание на отсутствие антенны гидролокатора на носу фюзеляжа и на мотогондолы, укрепленные не над крылом, а под ним.

289699.jpgБе-12 российской морской авиации в полете, фото Владимира Назарова.

1439773361_be12-3.jpgБе-12 российских ВВС ВМФ заходит на посадку в наземной конфигурации с выпущенным колесным шасси. Фото Артема Старкова 2010 г.

P1030679.JPG
Бе-12 на аэродроме Геленджика в сентябре 2014 года, во время очередного гидроавиасалона. На заднем плане виден Ил-114ЛЛ.

be-12-color.jpg
Сверху — вниз:
Бе-12 из состава 49-й Отдельной противолодочной эскадрильи ВВС Балтфлота.
Бе-12 из 90-й Отдельной эскадрильи особого назначения египетских ВВС, Каир, 1969 год.
Противопожарный "гидробомбардировщик" Бе-12П — участник летной программы гидроавиасалона "Геленджик-1996". На этой машине я в том году полетал над Геленджикской бухтой. До сих пор помню удивительную прозрачность ее воды.

Кстати, а хотите я еще чертежики Бе-12 запощу, нарисованные мной сколько-то лет назад для одного накрывшегося медным тазом журнала?

📌 Похожие новости

Гибель белой императрицы

Гибель белой императрицы

Ровно 85 лет назад, 27 октября 1940 года, командиру немецкого дальнего морского бомбардировщика...

27.10.2025 18:57
Нет изображения

Серебристые лошадки

В дополнение к предыдущей заметке — живописная подборка окрасок и обозначений послевоенных...

26.10.2025 16:19
Мустанг, лягнувший Гитлера

Мустанг, лягнувший Гитлера

Ровно 85 лет назад, 26 октября 1940 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец...

26.10.2025 13:37
Скандинавский змеедракон

Скандинавский змеедракон

Ровно 70 лет назад, 25 октября 1955 года, впервые поднялся в воздух прототип шведского истребителя...

25.10.2025 14:06
По просьбам читателей

По просьбам читателей

Чертеж Бе-12 из журнала "Легендарные самолеты": Ну и в качестве бонуса — чертеж его несостоявшегося...

19.10.2025 08:29
Стальная саламандра

Стальная саламандра

Из предыдущих заметок у вас могло создаться впечатление, что в годы Первой мировой бронированными...

18.10.2025 13:08