Из изъятого с 2011 года недвижимого имущества коррупционеров не более 8% введено в хозяйственный оборот, из-за чего бюджет недополучает потенциальные доходы. Такой вывод сделала Счетная палата по итогам аудита того, как используется коррупционное имущество. Для изменения ситуации Счетная палата предложила правительству внести изменение в законодательство о приватизации, а также установить, что изъятое у коррупционеров имущество может находиться в казне не более 2 лет.
По данным ведомства, с 2011 года, когда коррупционное имущество начало поступать в казну, было изъято почти 9000 объектов недвижимого имущества на 113 млрд рублей. Среди этого имущества — почти 4000 земельных участков более чем на 15 млрд рублей, а также более полутора тысяч зданий и сооружений стоимостью свыше 75 млрд рублей. Лишь порядка 4% от общего числа объектов сдано в аренду, примерно столько же — приватизировано.
Причина низкой эффективности использования изъятого имущества, как отмечает Счетная палата — в «системных проблемах и законодательных ограничениях». Единой практики постановки имущества на учет в казне и регистрации права собственности на изъятое имущества нет, в результате появляются риски утраты имущества, указывают госаудиторы. Права собственности регистрируются государством в среднем 1,5-2 года с даты получения объектов Росимуществом — это время занимает снятие запретов и арестов, наложенных судами на имущество в качестве обеспечительных мер, выселение граждан из полученного коррупционным путем жилья и т.д.
Среди законодательных барьеров Счетная палата выделяет запрет на приватизацию конфискованных участков, если основной вид их разрешенного использования — строительство зданий. Кроме того, на приватизацию изъятого коррупционного имущества установлены ограничения по стоимости и способу продажи, из-за чего имущество простаивает и теряет инвестиционную привлекательность. Счетная палата предложила правительству снять эти барьеры, а также ограничить срок нахождения изъятого у коррупционеров имущества в казне двумя годами.