Лишь четверть владельцев дебетовых карт активно их использует

Главным приоритетом для карточного бизнеса банков в прошлом году был активный рост клиентской базы: по итогам 2024 года у россиян насчитывалось 430 млн действующих дебетовых карт. Однако по 53% этих карт в месяц проходит менее 5 транзакций, поэтому назвать их активными можно условно. Реально активны, по которым совершается более 5 транзакций в месяц,  меньше половины всех выпущенных банками дебетовых карт. И лишь по 70 млн выпущенных карт россияне совершают более 30 транзакций в месяц, говорится в исследовании Frank RG «Ежедневный банкинг: новый уровень». 

Аналитики Frank RG в ходе исследования изучили продуктовую линейку 22 банков, на которые приходится 92,5% рынка, опросили более 7000 держателей дебетовых карт, более 1000 активных пользователей онлайн-банков и 15 экспертов рынка. Чтобы составить более полную картину пути клиента, аналитики также совершили более 40 тайных покупок.

На сегодняшний день по-настоящему активны только четверть клиентов, что примерно равно занятому в экономике населению страны, говорит старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. По оценкам аналитиков компании, среднее число карт в кошельках клиентов в 2024 году достигло 3,5 (+0,5 посравнению с 2023 годом), а число активных карт составило только 2,2 на клиента (+0,2). 

Однако владельцы карт не спешат закрывать неактивные карты: 66% клиентов не хотят уменьшать количество банков в кошельке. Из них 32% используют кешбэки по разным картам, 18% сохраняют неактивные карты из-за наличия вклада в банке, а 9% из-за кредитов. Четверть клиентов держат неактивные карты из-за преференций или требований работодателя, а 13% из-за удобства финансовых расчетов с родственниками, которые являются клиентами других банков. 

Самым главнымм клиентскимм приоритетами являются стоимость обслуживания карты (64%), размеры бонусов и кешбэка (60%),  а также удобство мобильного приложения (56%).

В 2024 году банки сокращали продуктовые линейки дебетовых карт и унифицировали тарифы, рассказывает Анна Стогниенко. По ее словам, сейчас даже СМС стоят одинаково во всех банках. «Карты обезличиваются, они теперь не только не имеют названий, само слово «карта» исчезает. Теперь в приложениях мы видим текущий или платежный счет, к которому открыта карта. В условиях, когда сам продукт «дебетовая карта» стал коммодити, развитие ценностного предложения для клиента идет за счет подписочных моделей, улучшающих базовые условия по продуктам и сервисам Daily banking, якорных продуктов и сервисов — объединения продуктов и сервисов в семейный и детский банкинг, программ лояльности, предлагающих персональный опыт выбора вознаграждений за счет новых игровых механик», — добавляет эксперт.

4