Как в народе говорят, чему быть — того не миновать.
А сигналы со всех сторон приходят нехорошие. Тревожные, прямо скажем. Похоже, всё то, о чём ещё пару лет назад предупреждали умные люди — а ведь им многие не верили тогда! — теперь начинает превращаться в самосбывающийся #прогноз.
Да ведь и у всего есть предел прочности. Везение тоже не безгранично. И как ни вывози «на зубах», на морально-волевых, без матбазы долго не протянуть. Одну только «лють» в «зброю» не перетворити…
С другой стороны, ведь именно этого момента и ждали миллионы?
Вышедшие в пятницу данные по российской промышленности выглядят откровенно шокирующими в части отраслей, которые традиционно отражают #производство широкой номенклатуры продукции оборонного назначения. Впервые более чем за три года наметился спад или, как минимум, #стагнация выпуска.

Производство «готовых металлических изделий», которое взлетело на 26,4% в 2023 году, 31,6% в 2024-м и показывало рост на 21,2% в августе, в сентябре неожиданно ушло в минус — на 1,6% год к году. Выпуск «прочих транспортных средств», к которым #статистика относит бронированную технику, замедлил #рост более чем в 10 раз — 6% в сентябре против 61,2% в августе. В прошлом году объёмы в этой категории взлетели на 34,2%, а в 2023-м — на 29%. По сравнению с августом обе отрасли упали — на 6% и на 20% соответственно, согласно оценке Райффайзенбанка.
Как следствие, отрасли ОПК, которые прежде тянули экономику вверх, на этот раз утащили индекс обрабатывающих отраслей вниз. В сентябре он прибавил лишь 0,4% в годовом выражении — в шесть раз меньше, чем в августе (2,4%).
Можно, конечно, предположить, что в сентябре «Ростех» резко переключился с танков и БМП/БТР на дроны и УФАБы, которые отражаются в статистике «гражданских» отраслей. Но дело в том, что спад темпов или стагнация зафиксированы в большинстве других производств. Разве что фармацевтика — по вполне понятным причинам — не сбавляет выпуск.

Параллельно развивается #кризис в ж/д перевозках, что не удивительно. Погрузка на сети РЖД в сентябре составила 91,4 млн т, что на 3,3% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Грузооборот снизился до 199,2 млрд тарифных тонно-км, уменьшившись на 6,4% год к году. Понятно, что часть проблем здесь связана с сокращением внешнеторгового оборота (минус 3,2% в 2025 году), а также со спадом в нефтепереработке (минус 5%). Но и ОПК, вероятно, внёс свою лепту.
Похоже, период более-менее активного экономического роста, поддерживаемого нарастающими бюджетными расходами, закончился на фоне обострения проблем у казны. И ОПК уже не в состоянии далее оживлять экономическую активность даже на смежных рынках. А частный бизнес в условиях дорогих кредитов и налоговых пертурбаций не спешит инвестировать в рост выпуска. Отсюда и…
То есть, #Россия подошла к пределу своих возможностей в экономике. Которая есть базис.
Но если предел достигнут, то дальше — последует всё, что предсказывалось и ожидалось?