Вечный и неизбывный вопрос: что для людей вообще и для американцев в частности важнее — деньги или понты? Казалось бы, доводящий до безумия культ "желтого дьявола" — общеизвестен, однако, нередко те же американцы вбухивают бешеные деньги в, казалось бы, абсолютно бесприбыльные и колоссально убыточные мероприятия, не дающие ничего, кроме понтов, то есть — на чисто эфемерное паблисити.
Достаточно вспомнить, хотя бы, "Лунную программу", на которую США потратили более 90 миллиардов доларов (тогдашних, очень дорогих долларов, стоивших во много раз больше нынешних) с единственной "благой" целью — утереть носы Хрущеву и Брежневу. Впрочем, это не сказка, а присказка.
А нынешняя сказка состоит в том, что ровно 55 лет назад, 23 октября 1970 года, американский автогонщик Гэри Габелич на футуристичном ракетомобиле Blue Flame, то есть, "Голубое пламя" установил абсолютный мировой рекорд скорости для автомобилей и любых колесных экипажей, составлявший ни много ни мало 1014,5 км/ч, на мерном километре и 1001,6 км/ч на мерной миле.
Таким образом он впервые в истории превысил на наземном транспортном средстве символический рубеж в 1000 км/ч, почти вплотную приблизившись к скорости звука. Конечно, это было сенсационное достижение, о котором американские СМИ немедленно раструбили на весь мир.
Но оно не имело абсолютно никакого практического смысла, поскольку автомобиль Blue Flamе был чисто "показушным" изделием с двигателем, работавшим всего 20 секунд, неспособным тормозить без тормозного парашюта, совершать развороты и пригодным для езды только по огромной, ровной и твердой поверхности высохшего солончака Бонневиль площадью 160 квадратных километров.
Рекорд "Голубого огонька" продержался 13 лет и был побит в 1983 году англичанином Ричардом Ноблом на автомобиле "Thrust-2" с турбореактивным двигателем "Роллс-Ройс Эйвон", разогнавшимся на мерном километре до 1020 км/ч. Но это уже другая история.

"Блю флейм" на солончаке Бонневиль. Согласно расчетам, ракетный двигатель этой машины теоретически мог разогнать ее до 1250 км/ч, но из-за опасения, что резиновые покрышки колес не выдержат такую скорость и лопнут, полную мощность решили не включать. 1014 км/ч оказалось вполне достаточно, ведь предыдущий рекорд, установленный в 1965 году, составлял 966 км/ч.

Гэри Габелич позирует после установления рекорда.

"Голубое пламя" в "фирменной" раскраске. Автомобиль был разработан в конце 1960-х годов компанией Reaction Dynamics из штата Висконсин. Его однокамерный ракетный двигатель работал на смеси сжиженнного природного газа в качестве топлива и концентрированной перекиси водорода в качестве окислителя. Система подачи топлива и окислителя была пневматической и работала на сжатом азоте.
В течение 20 секунд двигатель развивал мощность 57 тысяч лошадиных сил, которая была искусственно ограничена для снижения степени риска до 35 тысяч. Автомобиль был сделан из дюраля и "нержавейки". В заправленном состоянии он весил три тонны, из которых 1,2 тонны составляла масса топлива и окислителя.
"Голубой огонек" без обшивки. Обратите внимание, что у автомобиля нет амортизаторов, поскольку он предназначался лишь для коротких заездов по идеально ровной площадке. А для повышения курсовой устойчивости на нем был применен самолетный киль. Справа — машина в музее, современный снимок.