Директор бизнес-группы Поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк в кулуарах первой конференции «Алиса, что нового?» по просьбе Forbes прокомментировал предложение президента-председателя правления Сбербанка Германа Грефа о разделении поисковой системы компании из-за монополизма. Он сделал его на форуме «Финполис-2025»: «Сколько можно терпеть монополизм «Яндекса»? Надо разделить их поисковую систему между всеми. Ну что это? Чем мы хуже «Яндекса»?».
«Комментарий очень простой. Каждый третий запрос в стране, если говорить про обычный поиск — это Google, у нас доля 68% соответственно. Это раз, — ответил Масюк на просьбу Forbes прокомментировать высказывание Грефа. — А второе. Действительно, сейчас люди чего только не ищут в других экосистемах. Маркетплейсы рекламируют «ищите у нас», позиционируя себя как универсальную машину для поиска покупок. Авиабилеты и объявления можно найти на отдельных сервисах. Мне кажется, что говорить о какой-то степени концентрации поискового функционала в «Яндексе»... Мы сильны, но не едины. Мне кажется, что это был скорее ситуативный подкол во время дискуссии, чем отражение реальности».
Как отмечал РБК, глава Сбербанка таким образом комментировал слова председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что в стране не должен быть «один выигравший». Эльвира Набиуллина выступила модератором пленарной сессии. В ней также участвовали глава Минцифры Максут Шадаев, глава Альфа-Банка Александр Верхошинский, первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов и бывший исполнительный директор «Яндекса» Тигран Худавердян. Он тогда обратил внимание на остроту дискуссии, нехарактерную для технологической отрасли: «Мы как-то более мирно ругаемся». Он также напомнил, что «Яндекс» еще «в начале своего пути», в 2003 году, принял решение рекламировать всех своих конкурентов, за исключением рекламы сервисов на таком же сервисе «Яндекса», чтобы «не создавать шизофрению у пользователей». Этот принцип остается в силе и сейчас, отметил Худавердян. По его словам, рекламу можно отнести к инфраструктуре, при этом доступ конкурентов в ней не должен приводить к разрушению бизнеса.
Отвечая на вопрос Эльвиры Набиуллиной о готовности бигтехов, поисковых систем к обмену данными с финансовыми компаниями, маркетплейсами, Тигран Худавердян выразил сомнение, что к этому готовы пользователи. По его словам, люди не помнят всю информацию, которую они искали в поисковиках, к тому же в этих системах нет четкой идентификации пользователей. «Кстати, хотел одну ремарку сказать про наше положение. Каждый третий запрос поисковый в России сейчас происходит в поисковой системе Google, а два из трех происходят в «Яндексе», — отметил Тигран Худавердян.
Аналогичный аргумент в защиту «Яндекса» привел в ходе сессии и министр Максут Шадаев, который, по его словам, видит миссию Минцифры в том, чтобы ухаживать за отраслью и защищать ее «от хулиганов». «Здесь нельзя сказать, что «Яндекс» монополист, тем более Google работает без рекламы, пользователям еще удобнее», — отметил Шадаев.