Ровно 80 лет назад, 18 апреля 1945 года, капитулировала окруженная союзниками Рурская группировка Вермахта. В плен сдались, по разным данным, от 317 до 325 тысяч солдат и офицеров во главе с генералами Моделем, Бушем и Кессельрингом. Для размещения столь большого числа военнопленных у берегов Рейна были оперативно созданы несколько лагерей, получивших романтичное название Rhine Meadow Camps — "Рейнские луговые лагеря".
По мере дальнейшей сдачи в плен германских воинских частей количество этих лагерей увеличилось до 19, а число заключенных в них, по состоянию на 2 июня, выросло до двух миллионов 870 тысяч. В других англосаксонских лагерях на территории Франции, Бельгии и Западной Германии содержалось еще более миллиона немецких военнопленных. В каждом лагере находилось свыше 100 тысяч человек, а условия их содержания были жуткими. Чудовищной была и смертность.
Фактически это были лагеря смерти, ничем не отличавшиеся от гитлеровских лагерей уничтожения для советских военнопленных, в которых от голода, болезней и отсутствия медобслуживания в 1941-42 годах (пока немцы не поняли, что пленных лучше использовать, чем геноцидить) погибли более трех миллионов человек.




На нижнем снимке — американский концлагерь для немецких женщин. Выглядит точно так же, как и "мужские" лагеря, полное гендерное равенство.
В таких условиях миллионы людей находились более года. Определенно можно сказать, что союзники относились к немецким военнопленным ничуть не лучше, чем гитлеровцы — к славянам, которых фашисты считали "унтерменшами". И гораздо хуже, чем немцы относились к "расово близким" пленным американцам и англичанам.
Никаких построек в луговых лагерях не было, всё их оборудование составляли заборы из колючей проволоки. Пленные, у которых имелись одеяла или палатки, укрывались под ними, остальные — рыли руками норы в земле. Из-за дикой антисанитарии в лагерях вскоре вспыхнули массовые эпидемии кишечных заболеваний, с которыми никто не боролся.
Медицинское обеспечение полностью отсутствовало, а питание было таково, что уже к середине лета заключенные съели всю траву и мох на "лугах". Согласно опубликованному в 1969 году докладу генерал-лейтенанта армии США Леонарда Хитона, нормы питания были "явно недостаточными" и приводили к "обширным недоеданиям" (extensive malnutrition). Понятно, что под этим "нейтральным" эвфемизмом скрывался лютый голод.
При этом получение продуктовых посылок не допускалось, а местное население известили, что попытки передачи еды заключенным или переброса ее через проволоку охрана будет пресекать стрельбой на поражение. Неудивительно, что вплоть до октября 1945 года лагеря были полностью закрыты для представителей Красного Креста и каких-либо иных гуманитарных организаций.
Однако, по официальным американским данным, из почти трех миллионов немцев, попавших "на луга", с апреля по октябрь 1945 года якобы скончались всего три тысячи человек (?!), то есть, смертность в пересчете на среднегодовое значение составляла менее 0,2%. Это в несколько раз ниже средней смертности взрослых мужчин в тогдашней Европе при обычной здоровой жизни, в нормальных санитарно-бытовых условиях, с нормальным питанием и медициной. Насколько можно верить этой статистике, решайте сами.
Между тем, канадский историк Джеймс Бак, американский историк Эрнест Фишер и целый ряд других исследователей уверены, что количество жертв "луговых лагерей" — неизмеримо больше и исчисляется многими сотнями тысяч. В частности, Бак в своей книге "Другие потери" (Other Losses) утверждает, что только в лагерях, контролируемых американцами, за несколько месцев 1945 умерло от голода, болезней и жестокого обращения 790 тысяч немцев и их союзников (почти вдвое больше, чем общие потери США за всю Вторую мировую войну), а еще 290 тысяч умерли в английских и французских лагерях.
Причем это, в основном, были не "идейные" нацисты и не кадровые германские военные, а резервисты старших возрастов, подростки-фольксштурмовцы и люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, вроде туберкулеза и пороков сердца, которых накрыла последняя волна гитлеровской тотальной мобилизации.
Многие рецензенты на Западе, особенно — в США, считают цифры Джеймса Бака завышенными, однако, мало кто из них отрицает, что отношение американцев к военнопленным после Второй мировой войны было очень далеким от гуманности и человечности.

Циркуляр американского оккупационного командования, датированный девятым мая 1945 года. В нем сказано о том, что что охранникам лагерей приказано стрелять на поражение и без предупреждения в тех, кто попытаются передать еду военнопленным.