Пять игр, которые помогут развить интеллект дошкольника
Краткое резюме
Сюжетно-ролевые и дидактические игры способствуют развитию интеллекта дошкольников. Такие игры формируют стремление к познанию, способность замечать закономерности и предлагать свои решения.
Дедушка Рубус, Вундер и Рути выяснили у специалиста, какие игры способствуют развитию интеллекта.
Основы интеллекта формируются задолго до начала школьного обучения, и это происходит не на занятиях по раннему чтению и не в тетрадях для одарённых детей. Ключевую роль играет свободная, но правильно организованная игра.
В этом возрасте интеллект подразумевает не знание множества умных слов и не умение считать до ста. Это — активное стремление к познанию, способность замечать закономерности, задавать вопросы и предлагать свои решения. Игры создают идеальные условия для развития этих навыков.
Если слишком активно вовлекать ребёнка в учёбу, это может негативно сказаться на его интеллектуальном развитии. Ребёнок может научиться механически складывать буквы и цифры, но не научится думать.
Вот пять видов игр, которые особенно способствуют интеллектуальному развитию дошкольников в возрасте от трёх до семи лет и доступны практически каждой семье:
1. **Сюжетно-ролевые игры.** Такие игры, как «кухня», «магазин», «больница для игрушек», «пожарная станция», «семья» и «путешествие», служат отличной школой мышления. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнок придумывает сюжет, распределяет роли, договаривается с партнёрами, соблюдает правила и реагирует на неожиданные повороты событий. Задача взрослого — не режиссировать игру по заранее написанному сценарию, а помочь ребёнку начать, например, предложив идею, несколько предметов или первую сцену. Хороший признак — когда ребёнок способен продолжать игру самостоятельно, управляя развитием сюжета. Это свидетельствует о «взрослении мысли».
2. **Дидактические игры.** Обычно их проводит взрослый, но в них всегда присутствует интересная задача и элемент соревнования. Такие игры развивают логику, внимание, умение классифицировать и обобщать. Примеры дидактических игр:
* «Да-нет»: ребёнок сужает круг вариантов с помощью продуманных вопросов.
* «Я знаю пять предметов»: по заданной теме (море, транспорт, растения) вспоминаем варианты, развиваем память и образное мышление.
* «Назови три слова»: быстрый подбор слов по признаку (три круглых, три холодных, три светящихся).
* «Цепочка вопросов», «Найди отличия», «Что это?» (волшебный мешочек), «Угадай звук» — игры на наблюдательность, анализ, умение описывать.
3. **Игры для развития любознательности.** В основе интеллектуального развития лежит не объём выученного, а устойчивый интерес к миру, который можно легко поддерживать с помощью игр. Примеры таких игр:
* «Почему?»: взрослый задаёт вопрос, а ребёнок предлагает свои версии ответов. Вместе они обсуждают их, а не просто получают готовый ответ.
* «Что будет, если...»: придумываем последствия необычных ситуаций (например, если исчезнут машины или если всегда будет ночь).
* «Путешествие в прошлое»: представляем себе жизнь в другие эпохи.