Особенности записи академической музыки в неподходящих акустических условиях
Краткое резюме
На III Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки Яков Захваткин из студии CineLab SoundMix провёл мастер-класс по записи акустической музыки в неакустических условиях. Он обсудил с участниками особенности размещения инструментов и микрофонов для достижения наилучшего качества звука..
III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки, организованный Российским музыкальным союзом (РМС), продолжил свою работу мастер-классом на тему «Запись акустической музыки в неакустических условиях и особенности сведения». Мероприятие состоялось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ведущий звукорежиссёр и инженер студии CineLab SoundMix Яков Захваткин провёл мастер-класс для участников.
Студия CineLab, несмотря на высокие потолки, имеет ограниченную площадь и прямоугольную форму, что не совсем подходит для записи академической музыки. Обычно такие произведения исполняются в более просторных залах с иной акустической конструкцией. Яков Захваткин предложил участникам мастер-класса представить ситуацию, когда необходимо срочно записать дуэт скрипки и фортепиано по заказу важного лица. Он обсудил с ними, как подготовить помещение для записи и достичь наилучшего качества звука.
Захваткин подчеркнул, что рояль в студии, который считается одним из лучших в Москве и часто используется в кино и аудиозаписях, не должен стоять слишком близко к стене. Это может вызвать переизбыток отражений. Оптимальным будет расположение инструментов в районе «золотого сечения комнаты». По словам эксперта, 80% звука рояля зависит от его состояния и ухода за ним.
Обсуждая вопрос записи инструментов с разной громкостью, Захваткин отметил, что закрывать крышку рояля не рекомендуется, так как это приведёт к потере качества звука. Вместо этого он предложил приподнимать крышку стандартным образом, как это делается на концертах. Для решения проблемы разной громкости инструментов можно использовать звуковые щиты, сделанные из подручных материалов. Например, одного нотного пюпитра может быть достаточно, чтобы отделить рояль от скрипки.
Звукорежиссёр подчеркнул важность экранирования микрофонов, а не источников звука, чтобы сохранить звуковой и зрительный контакт во время записи. Он также продемонстрировал, какие микрофоны и где он бы установил для записи дуэта скрипки и рояля.