Свободная торговля в районе Благовещенска и Хэйхэ была еще в царские времена: после установления границы между Россией и Китаем в 1858 году были подписаны соглашения о зоне беспошлинной торговли на расстоянии 50 верст с каждой стороны границы. Предпринимательство вернулось сюда в начале 1990-х прошлого столетия. «Китайцы сделали для жителей Амурской области свободный въезд в пределах приграничного района Айхуэй, в который входит город Хэйхэ, — вспоминает в интервью Forbes бывший военный переводчик-китаист, а ныне председатель регионального отделения Общества российско-китайской дружбы Борис Белобородов. — Начинали с бартера. Например, меняли наши офицерские шинели и сапоги на китайские акриловые одеяла и калькуляторы». Руководитель «Хэйхэйской компании международной торговли «Алма» Сюй Цзимин в 1992 году начинал бизнес с Россией, закупая «Камазы» и «Москвичи», потом перешел на лесоматериалы. В обмен отправлял из Китая цитрусовые. «Сейчас я поставляю в Россию трубопроводную арматуру, — рассказывает он. — Почти все мои поставки шли и сейчас идут через Владивосток — так логистически выгоднее. Но договариваюсь с российскими партнерами я здесь».
По словам директора Института Конфуция при Благовещенском государственном педагогическом университете (БГПУ) Николая Кухаренко, благодаря Китаю жители приграничных районов сравнительно легко пережили развал экономики в 1990-х, а некоторые успели сколотить солидное состояние на челночной торговле. «Чтобы собрать ребенка в школу, ехали в Хэйхэ, — вспоминает он. — А сам Благовещенск какое-то время называли Адидасовск — из-за подделок, которые шли через нас в Россию». В Благовещенск пришли и китайские предприниматели: открыли кафе, магазины и даже вошли в строительный бизнес. Например, Ли Лихуа, которую здесь называют Лариса, начинала с челночной торговли, в 1998 году открыла первое в Благовещенске кафе, а потом создала строительную компанию, которая стала в городе одним из основных застройщиков.
Из России без ГМО
По данным Минвостокразвития России, товарооборот между Китаем и регионами Дальнего Востока за последние пять лет удвоился и достиг 1,7 трлн рублей в год. Как рассказал в интервью Forbes губернатор Амурской области Василий Орлов, Китай во внешней торговле региона в разные годы занимал 50–90%. По словам губернатора, в первые четыре месяца 2025 года объем взаимной торговли по сравнению с прошлым годом увеличился на 50%. «По моим оценкам, деятельность около 70% работающего населения области связана с Китаем и китайцами», — говорит глава Торгово-промышленной палаты Амурской области Сергей Смородников.
В больших клетчатых сумках из Хэйхэ чаще всего привозят мелочовку для благовещенских магазинчиков и кафе, а крупные партии китайского ширпотреба завозятся в Россию через Казахстан.
«Транзит через Казахстан заточен на серую растаможку. А многое на казахской границе просто невозможно растаможить — там не умеют работать со сложными грузами, специальной техникой, — рассказывает Forbes владелец благовещенской компании Eurasia Logistics Павел Овсянников. — Если нужно поставить цивилизованно и быстро, то удобнее через Благовещенск». Компания Овсянникова оказывает услуги по доставке грузов из Китая — от брендовой обуви для известной торговой сети до промышленных агрегатов. У компании с годовым оборотом 1,8 млрд рублей есть собственный парк грузовиков, склады временного хранения. По пути на площадку в пригороде Благовещенска, на которой будет создан новый складской комплекс Eurasia Logistics, Павел обращает внимание на плотную застройку вдоль дороги. «Раньше здесь пустыри были, а теперь все в складах под перевалку, стоянках импортируемых машин», — поясняет он.
В Китай из Благовещенска идет сельхозпродукция, в первую очередь соя. Амурская область — лидер по ее производству в России: в 2024 году в регионе собрали 1,4 млн т соевых бобов, это почти 20% общероссийского производства. За год Китай потребляет около 130 млн т сои, так что перспективы у российских экспортеров этой культуры огромные. Пока основные ее поставщики в КНР — Бразилия и США, но, по мнению китайцев, российская соя самая качественная, без ГМО. Даже официант, подававший блюда с тофу в ресторане Хэйхэ, поясняет в обязательном порядке, что приготовлены они именно из «благовещенской сои».
На площадке ГК «Зеленый коридор» в машины грузят ячмень для отправки в Китай. Рядом стоят фуры с картонными ящиками, в которых, судя по этикетке, перевозится какое-то особо «заносчивое» растение «сапожниковия растопыренная». «Мы одни из крупнейших амурских экспортеров сельхозпродукции в Китай, поставляем сою, ячмень, пшеницу, рапс, кукурузу — в этом году немного просели, а так ежегодно порядка 120 000 т зерновых и бобовых отправляем, — рассказывает основательница «Зеленого коридора» Валентина Синельник. — Плюс лекарственные растения, которые специально для китайской фармакологии культивируем в Еврейской автономной области». Свой бизнес она начинала в начале 2000-х с услуг таможенного декларанта, потом создала транспортную компанию, занялась экспортом и импортом. Общий оборот всех направлений бизнеса, по ее словам, уже достиг 4 млрд рублей в год.
Через Амурскую область в Китай проходит газопровод «Сила Сибири». Магистраль такой мощности позволила создать в регионе газохимический кластер. Его составляющие — Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» и Амурский газохимический комплекс (совместный проект «Сибура» и китайской Sinopec). Два завода технологически связаны и расположены в Свободненском районе в 150 км от Благовещенска. Как рассказал Forbes замдиректора Агентства по привлечению инвестиций Амурской области Сергей Хмура, на территории региона также возводится одно из крупнейших в мире предприятий по производству полимеров. По плану после выхода на проектную мощность в 2027 году Амурский газохимический комплекс сможет производить 2,7 млн т полиэтилена и полипропилена в год. Сырьем для комплекса станут этан и сжиженные углеводородные газы (пропан, бутан), которые будут поступать с Амурского газоперерабатывающего завода. Последний производит также пентан-гексановую фракцию и сжиженный гелий.
По мнению Павла Овсянникова, для поставки продуктов газохимии автомобильным транспортом в первую очередь и был построен мост Благовещенск — Хэйхэ.
В Китай по канату
Зимой грузы и люди между Благовещенском и Хэйхэ перемещаются по ледовым дорогам, через понтонную переправу и на судах на воздушной подушке, в навигацию на реке начинает работать речной транспорт. В июне 2022 года в логистической схеме появился автомобильный мост, в который Россия вложила 13,6 млрд рублей и 5,2 млрд рублей инвестировал Китай (разница объясняется подъездными путями, которые с российской стороны в два раза протяженнее). «Построенный с нашей стороны пункт пропуска на мосту пока обеспечивает трафик до 300 машин в сутки. До конца года планируем выйти на проектную мощность 800 транспортных средств. Всего за три года по мосту проехало уже порядка 200 000 грузовиков. А с конца прошлого года пошли еще пассажирские автобусы», — рассказывает губернатор Амурской области Василий Орлов. По его словам, сейчас к мосту подводится железнодорожная ветка от Транссиба, а рядом с ним создана территория опережающего развития (ТОР), с ее потенциальными резидентами подписаны инвестиционные соглашения примерно на 13 млрд рублей.
Рядом с мостом уже построил себе логистический центр Ozon, соглашение с региональными властями о строительстве склада подписал и Wildberries.
С 2025 года между Благовещенском и Хэйхэ по мосту курсируют международные автобусы, но сочетание «мост Благовещенск — Хэйхэ» вводит в заблуждение, будто мост соединяет одну городскую набережную с другой. На самом деле до него из Благовещенска 30 км пути, поэтому поездка из города до центра Хэйхэ занимает более двух часов.
Весной 2026 года должна открыться первая в мире трансграничная канатная дорога через Амур, которая соединит центральные части двух городов. На китайском берегу терминал канатки полностью построен, на российском терминале еще ведутся отделочные работы. Протяженность маршрута между городами составит 976,28 м, по двум независимым линиям будут курсировать две кабины, вместимостью по 110 человек. При правильной организации таможенно-пограничного контроля канатная дорога сможет перевозить в обоих направлениях 2,5 млн человек в год.
Туры выходного дня
Более чем за 30 лет свободной торговли с Россией Хэйхэ поднялся в прямом смысле. «Сохранились слайды, которые я снимал в 1985 году. В Хэйхэ на берегу стояли какие-то хибарки, пятиэтажное здание было только одно. Сейчас же сами видите — там уже дома по двадцать этажей, — рассказывает Борис Белобородов. — В Хэйхэ сегодня около 100 000 населения — самый большой китайский город из находящихся на границе с Россией». За фасадом сверкающих огнями высоток прячется обычный провинциальный китайский город. И чувствуешь себя в нем как дома. «Не надо пристегиваться», — предупреждает водитель, который, по его словам, «тють-тють» говорит по-русски. По пути в отель объезжаем перегороженную улицу: там перекладывают плитку. «И тут копируют Собянина», — замечаю я себе под нос. Неожиданно китаец понимающе смеется.
Если Благовещенск — самодостаточная столица огромной области, то Хэйхэ живет исключительно торговлей с Россией и туризмом. В предпандемийный 2019 год город принял 509 000 гостей из России. Ван Липин (для россиян Лена), руководитель турагентства «Остров Большой Хэйхэ», рассказывает, что после отмены 15 сентября виз для въезда россиян в КНР турпоток из России мгновенно вырос. Это подтверждает Министерство внешних связей и туризма Приамурья: с 15 по 21 сентября, то есть в первую неделю отмены виз, из Благовещенска в Хэйхэ въехало 5135 российских туристов — в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Что касается гостей из Китая, то, по словам губернатора Василия Орлова, за 2024 год Амурскую область посетили 136 000 китайских туристов — больше, чем в доковидные годы.
Классический вариант русско-китайской коллаборации: Ольга Кушнарева и Вэй Хунчжи (для российских клиентов просто Ваня). Ольга — владелица базирующегося в Благовещенске российского туроператора «Бон Вояж». Ваня — китаец из Хэйхэ, выпускник БГПУ. Ваня в Хэйхэ принимает тургруппы, отправляемые компанией Ольги, которая обслуживает в Благовещенске группы от Вани. Билет на теплоход в Хэйхэ и обратно в кассе Благовещенска стоит 4000 рублей. Плюс обязательный китайский пограничный сбор в 60 юаней. За ночевку в четырехзвездочном отеле корреспондент Forbes заплатил 408 юаней. Итого при курсе обмена 12,69 рубля за юань поездка обошлась почти в 10 000 рублей. Но это без экскурсий, сувениров, обедов-ужинов и прочих чайных церемоний. По словам Вани, средняя цена тура для китайца с одной ночевкой в Благовещенске составляет 1080 юаней (около 14 000 рублей), но в эту сумму входит полное питание, экскурсии, даже сувениры. «Китайские туроператоры составляют программу с максимальной экономией. Предпочитают селить китайских туристов в дешевых отелях, зачастую принадлежащих китайским предпринимателям, кормят тоже в китайских заведениях. Платных туристических локаций избегают. Моя компания на приеме китайских групп зарабатывает в 10 раз меньше, чем на отправке туда российских. Просто потому, что турпродукт для россиян совсем другого уровня по сервису и насыщенности», — объясняет Ольга Кушнарева.
Понять китайца
На главной площади Благовещенска поющие фонтаны исполняют любимую китайцами песню «Катюша». В магазинах китайцы буднично закупаются российскими продуктами: сливочным маслом, колбасой, медом. В целом же, как признают сами благовещенцы, туриста в городе развлекать-то особо и нечем. Но это скоро изменится. На центральной набережной, недалеко от терминала будущей канатной дороги в октябре 2025 года открыли новое культурное пространство — Дом российско-китайской дружбы, строятся музей динозавров, пятизвездочные гостиницы, аллея фонтанов, экспоцентр и прочие объекты, являющиеся частью прибрежной «золотой мили». По словам Василия Орлова, частные инвестиции в проект превышают 40 млрд рублей. «По поручению президента России в Благовещенске создается центр компетенций по связям с Китаем, а сам город становится официальным центром российско-китайского делового сотрудничества», — говорит губернатор.
Подразумевается, что Благовещенск станет и демонстрационной зоной российской продукции, и переговорной площадкой, и местом представительства задействованных в развитии этого сотрудничества федеральных структур.
«Китайцы открыты к сотрудничеству, но делают все постепенно и размеренно — иногда их сложно понять, — объясняет владелец Eurasia Logistics Павел Овсянников. — Понять, чего китайский партнер хочет на самом деле, — это та задача, которую мы здесь в силу своего опыта решаем».
«Понять китайца» хотят все больше россиян. «Институты Конфуция — это центры по изучению китайского языка, созданные при вузах в разных городах. Наш — самый большой из них. В настоящий момент набрано 50 групп изучения китайского языка, — рассказывает Николай Кухаренко. — Часть из них мы открыли как дополнительные уже в сентябре, после объявления о безвизе в Китай число желающих учить китайский резко выросло. Сейчас у нас уже 750 слушателей на разных уровнях». В аудитории группа начинающих внимательно слушает преподавателя, этническую китаянку. Одни уверены, что китайский пригодится им в бизнесе, другие надеются применить его в путешествиях.
Взаимопроникновение ощущается и на бытовом уровне. Китайский WeChat в Благовещенске установлен у каждого второго. Есть люди, живущие буквально на два города — периодически курсируют туда-обратно. В супермаркете Хэйхэ корреспондент Forbes встретил русского парня, который покупал соевые сосиски по просьбе живущих в благовещенской общаге китайских приятелей.
Сюй Цзимин, один из пионеров российско-китайской торговли, о создаваемом в Благовещенске центре компетенций не слышал, он считает, что все можно устроить без лишней бюрократии. «Давайте просто объединим Благовещенск и Хэйхэ в единое пространство, — предлагает он. — Создадим здесь территорию свободного совместного сотрудничества — предпринимателей, инженеров, производственников. Коллаборация даст возможность развивать совместные инновационные производства, произведет беспрецедентный подъем во всех сферах. А потом к нам в эту свободную зону подтянутся и другие страны».
Набережная Амура с видом на китайский город Хэйхэ — главная достопримечательность Благовещенска.
Основательница компании «Зеленый коридор» Валентина Синельник начинала бизнес с таможенного оформления чужих товаров, потом решила заняться торговлей сама.
В прошлом году Амурскую область посетило 137 000 туристов из Китая. Власти региона считают, что отмена виз для китайцев увеличит турпоток в разы.
По словам руководства Института Конфуция при БГПУ, после отмены виз для россиян число желающих изучать китайский язык резко возросло.
Павел Овсянников основал свою логистическую компанию семь лет назад. За это время она оформила на таможне 55 000 т грузов.
Китайский терминал канатной дороги через Амур полностью готов, в то время как на российской стороне все еще продолжаются отделочные работы.
Вэй Хунчжи (Ваня) знакомит российских туристов с тонкостями китайской чайной церемонии.
В 2020 году на набережной Благовещенска установили самый высокий на Дальнем Востоке флагшток — 75 м. Через три года в Хэйхэ появился собственный флагшток, но он оказался на 18 м ниже благовещенского.
По оценкам благовещенцев, жизнь в Хэйхэ действительно дешевле, но уровень комфорта и качества услуг ниже.
В топ-5 товаров, которые китайцы покупают в Благовещенске, входят сладости, сухое молоко, мед, хлеб и ювелирные украшения.
С учетом спроса российских туристов, приготовление утки по-пекински в ресторанах Хэйхэ поставлено на поток — время ожидания заказа, как в фастфуде, занимает всего десять минут.