Культура

Поэма без героини // 100-летие Майи Плисецкой отметили в Кремле и Большом театре

Краткое резюме

В России отметили 100-летие Майи Плисецкой гала-концертами в Кремле и Большом театре. Мероприятия были посвящены её творческому союзу с композитором Щедриным, однако фрагменты из их совместных постановок представлены не были.

В России с размахом отмечают юбилей Майи Плисецкой. В честь этого события выходят телепередачи, документальные фильмы и книги, включая мемуары её брата Азария Плисецкого и кузена Бориса Мессерера. Проходят мемориальные гала-концерты, в том числе в Кремлёвском дворце и в Большом театре. Татьяна Кузнецова посетила эти масштабные мероприятия. Майя Плисецкая любила отмечать даты — круглые и половинчатые, связанные с жизнью и творчеством. Она лично участвовала в подготовке вечеров и непременно украшала их премьерами, пусть даже небольшими, но громкими и непохожими на то, что показывала раньше. Её муж, композитор Щедрин, дарил ей балеты на дни рождения. Последний из них — «Дама с собачкой» — Плисецкая представила в 1985 году, в 60 лет. Главным поставщиком её поздних премьер стал Морис Бежар. Его знаменитое «Болеро» Плисецкая с трудом запомнила и безжалостно изменила под себя, с боем протащив в Большой театр на 35-летие творческой деятельности. Бежар, нетерпимый к изменениям, смирился — трактовка Майи встала вровень с лучшими каноническими исполнениями. И он продолжал работать с непокорной балериной, только отныне ставил специально для неё: «Куродзуку», не увиденную Россией, «Айседору» и финальное — «Ave, Майя». Майя Плисецкая умерла в разгар подготовки празднования своего 90-летия, уже придумав его сценарий и лично контролируя креативную часть проекта. Спустя десять лет стало ясно, что незабываемые празднества держались не только на харизме великой балерины, но и на её неуёмной изобретательности и энергии. Однако главным гала к 100-летию балерины не хватило этой энергии: они оказались шаблонными и схожими до деталей. Оба представления были посвящены любовно-творческому союзу композитора и балерины, но ни одного фрагмента из их совместных постановок представлено не было. Никто не подумал реконструировать хоть что-то из обильно заснятого материала. Кремлёвский вечер назывался «Майя. Сюита любви», в Большом — просто «Майя и Родион». В обоих гала композитора материализовали на сцене. В Кремле «Родион Щедрин» (в деликатно-сдержанном исполнении премьера Большого Владислава Лантратова) находился на сцене почти постоянно, изредка присаживаясь к роялю и соединяя собой разрозненные номера гала. В Большом доминировала спроецированная на задник фотография семейной пары; «композитор» явился лишь однажды, но в весьма экзотичном воплощении. Смуглый седовласый хореограф Патрик де Бана, рождённый шесть с лишним десятилетий назад в семье немки и нигерийца, станцевал свой новый номер — «Посвящение Майе и Родиону» на «Адажиетто» Малера — в паре с 22-летней Евой Сергеенковой, главной лирической балериной Большого.

Фильтры и сортировка