В 1916 году граф Цеппелин перенес свою производственную базу по ввыпуску тяжелых многомоторных самолетов в городок Штаакен — тогдашнее предместье Берлина. Поэтому обозначения его машин сменились с VGO на Zeppelin Staaken. А первым изделием, построенным на новом месте, был пятимоторный гигант под индексом R.V.
К тому времени бомбардировщики уже успели познакомиться с вражескими истребителями, которые почти всегла атаковали их сзади. А потому пулеметные турели в носовых частях мотогондол ранних цеппелиновских бомбовозов, способные стрелять только вперед, оказались бесполезными. Для обеспечения более эффективной самозащиты разработчики R.V, как бы, развернули мотогондолы на 180 градусов, так что моторы с винтами оказались спереди, а турели — сзади.
Кроме того, над фюзеляжем, в месте стыка консолей верхнего крыла, было оборудовано так называемое "ласточкино гнездо" — дополнительная пулеметная точка в каплевидном обтекателе с фактически неограниченным круговым обстрелом верхней полусферы. В общем, по части самозащиты пятый "ризенфлюгцойг" намного преовосходил всех своих предшественников.
Однако свои боевые качества ему удалось проявить еще очень нескоро. Самолет, построенный еще в 1916 году, был принят на вооружение и отправлен на Западный фронт только в декабре 1917-го. Ранее этому препятствовали постоянные отказы и поломки боковых силовых установок, в которых четыре 245-сильных мотора "Майбах" через сложные системы передач и редукторов работали на два винта. Почти целый год ушел на их отладку и приведение надежности в приемлемые нормы.
Первый боевой вылет R.V совершил только 25 января 1918 года, а за дальнейшие девять месяцев он еще 15 раз летал по ночам бомбить Англию. Неизвестно, встречались ли ему в ходе этих вылетов вражеские перехватчики, но, во всяком случае, боевых повреждений у него не было. Зато 18 октября в очередном вылете и еще над своей территорией у него снова забарахлил один из силовых агрегатов. Командир экипажа принял решение садиться на вынужденную, но при посадке землю накрыл туман и самолет разбился.
Однако к тому времени уже во-всю летали на боевые задания гораздо более удачные "Ризенфлюгцойги", о которых пойдет речь в следующем посте.

"Цеппелин-Штаакен" R.V на полевом аэродроме.

Мотористы-пулеметчики в левой мотогондоле с пулеметной турелью.

Чертеж крыльевой силовой установки R.V с думя моторами на один винт.

Печальный финал. Я не нашел информацию о судьбе экипажа, но вряд ли в этой катастрофе кто-то выжил, несмотря на то, что самолет не сгорел.

Окраска R.V, покрытого камуфляжной тканью типа "ночной лозенг".