Макдональдс хочет снова зарегистрировать свои бренды в России — вот зачем на самом деле им это надо
Я юрист по товарным знакам. И от бестолковых журналистов и их «новостей» уже немножечко трясёт.
Давайте расскажу, зачем на самом деле все эти иностранные компании сейчас заново регистрируют свои бренды в Роспатенте.
История интересная, а если у вас когда-нибудь появится свой бренд, то это вам точно пригодится.
Как бесплатно зайти в реестр товарных знаков и проверить инфу
Недавно Роспатент запустил новую поисковую платформу. Она открытая и бесплатная. Через нее можно бесплатно посмотреть инфу о регистрации любых брендов. Находим пресловутый «Бигмак»:
Что мы видим: да, заявка есть, решение о регистрации принято по ней буквально на днях. Подана еще в 2024 году.
Но ведь у них есть куча товарных знаков, зачем им новые?
Есть в наших законах такое правило: если владелец бренда не использует свой бренд больше трех лет в бизнесе, то любое заинтересованное лицо может этот бренд аннулировать.
Когда Мак ушел с нашего рынка, хлопнув дверью?
В 2022.
2022+3 — сколько будет?
Вот вам и ответ.
Получается, с 2025 года Мак рискует потерять права на все свои названия, логотипы, слоганы и прочие брендовые штуки.
Как сделать так, чтобы твой бренд никто не мог аннулировать
Допустим, есть у тебя знак «Бигмак» и ты знаешь, что в 2025 году тебе его могут снести. Но «аннулировать бренд» еще не равно «забрать бренд себе».
Если кто-то захочет у тебя этот бренд отобрать, ему нужно будет сделать вот что:
Аннулировать твой знак «Бигмак»
Подать свою заявку в Роспатент и зарегистрировать по этой заявке новый знак «Бигмак» на себя
Внимание, вопрос: а можно ли искусственно создать какие-то препятствия, чтобы никто не мог зарегистрировать на себя знак «Бигмак»?
Можно.
Тут в дело вступают механики, которыми раньше пользовались патентные тролли.
Суть юридического фокуса.Компания подает в Роспатент новую заявку на «Бигмак». Двух одинаковых знаков быть не может, поэтому, например, если было зарегистрировано название «Бигмак», то подают новую заявку в виде названия «Бигмак» с логотипом.
Старая заявка:
Новая заявка:
Теперь получается, что если кто-то даже и попытается аннулировать старый знак «Бигмак» за неиспользование, то зарегистрировать свой «Бигмак» у него не получится — ведь в реестре будет числиться новая свежая регистрация.
А по этой новой заявке три года еще не прошли, ее аннулировать не выйдет.
Короче, логика иностранцев такая: раз в три года подавать новые заявки на свои товарные знаки, чтобы никому не было смысла аннулировать их старые знаки.
Как видите, сама по себе подача заявки в Роспатент вообще ничего не говорит о том, что компания «возвращается в Россию». Единственный вывод, который тут можно сделать — что компания не хочет терять бренд в России и, возможно, рассчитывает КОГДА-НИБУДЬ вернуться. Всё.
Что из этой истории можно взять на вооружение лично вам
Вообще такая история иногда бывает и у обычных предпринимателей.
Например, человек зарегистрировал себе бренд на много товаров и услуг. Были серьезные планы по развитию. За три года успел не всё. На часть товаров и услуг знак всё еще не используется. А планы есть.
И что теперь, терять регистрацию, или рисковать аннулированием? Нет, мы подаем новые заявки.
Или другая история: компания зарегистрировала логотип, а потом спустя несколько лет его перерисовала. Старый с тех пор не использует.
А знак ведь нужно использовать в том виде, в котором он зарегистрирован. Если в реестре один лого, а на товарах другой, то это тоже прямая дорога к аннулированию. Чтобы в такое не влететь, нужно регистрировать знак с новым дизайном.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей»
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.