Комитет Госдумы по науке и высшему образованию рассмотрел поправки ко второму чтению законопроекта о целевом обучении врачей на бюджетных местах в вузах и наставничестве над выпускниками медуниверситетов, передает РБК. Из 59 поправок он одобрил 21, среди них предложения, которые смягчают требования к наставничеству над выпускниками медвузов. В частности, наставничество теперь предлагается вводить только для медиков, а не для фармацевтов, а его срок — до трех лет, а не три года, как предполагалось ранее.
В одобренные комитетом ко второму чтению законопроекта поправки также вошли предложения:
«На зарплаты и гарантии это влиять не должно, посмотрим. Я этот блок решений не поддерживаю, считаю, что это значит фактически — начинать заново», — сказала депутат Госдумы Ксения Горячева, комментируя в своем Telegram-канале последнее предложение. Она добавила, что блок проекта о штрафах остался без изменений — они «кратно вырастут для тех, кто не выполнит обязательств по целевому договору».
Законопроект, разработанный Минздравом, внесли в Госдуму в конце августа. В первом чтении депутаты приняли его 8 октября. Согласно законопроекту, с 2026 года каждый студент-медик или фармацевт на бюджете будет обязан заключать договор о целевом обучении, а расторжение договора грозит штрафами. Он также вводит обязательное трехлетнее наставничество для всех выпускников, чтобы помочь им адаптироваться к практике. Штраф за неисполнение обязательств как для студента, так и для будущего работодателя будет в три раза превышать стоимость обучения.
Заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова, представляя проект в Госдуме, отметила, что цель изменений — закрепить молодых специалистов в регионах, улучшить качество и доступность медицинской помощи. Государство как инвестор, вкладывающий миллиарды рублей в подготовку врачей, стремится гарантировать возврат этих инвестиций туда, где помощь нужнее всего. В Минобрнауки в июле поддержали инициативу Минздрава о введении обязательной отработки после окончания вуза и собирались решить, стоит ли распространять эту практику на другие направления подготовки, кроме медицинского.
Трехкратные штрафы, предусмотренные в проекте в случае невыполнения целевого договора, — «путь в долговую яму для тех, кто не справился с учебой или не смог получить аккредитацию», отметила глава комитета законодательного собрания Ростовской области по образованию Светлана Мананкина по итогам первого чтения законопроекта. «Студенты-медики, по сути, должны будут заплатить в три раза больше, чем все остальные специальности. Это заведомо ставит их в неравное положение, на наш взгляд, это дискриминация по профессиональному признаку», — сказала она.