Питомцы "Орлицы"

Питомцы "Орлицы"


Поздравляю российских морских летчиков с их сегодняшним профессиональным праздником. Однако надо заметить, что событие, к которому он приурочен, реально произошло не 17-го, а 4 июля по новому или 21 июня по старому стилю.

Итак, в тот день, когда на всех российских календарях значилось 21 июня 1916 года, состоялось боевое крещение русской военно-морской авиации. Утром линкор "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".

Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по русским кораблям.

В это время над эскадрой патрулировал М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова. При появлении на горизонте вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул.

Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "зловещим" бортовым номером 666. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с нашими кораблями и был взят в плен.

Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться. В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских летчиков.

А почему же праздник отмечается сегодня? Всё очень просто, хотя и довольно глупо. В 1996 году тогдашний министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков.

Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Как ни странно, прошло уже почти 30 лет (!), а эта нелепая ошибка до сих пор не исправлена.

На заставке — авиатранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Этот авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Помимо самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, поэтому иногда его называли "гидрокрейсером".

Aviatransport-Orlitsa-s-letayushhimi-lodkami-F.B.A.-Type-S-na-bortu..jpg
"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позже замененные на М-9. А на носу хорошо заметны два орудия с броневыми щитами.

2
Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет "Льюис" пехотного образца.

51-1
М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим".
m9-1.jpg
Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.


М-9 авиации Балтфлота, 1916 год.

post-700-0-56226300-1368008709
"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.

13576232053_02308a677c_b
Еще один участник боя - летающая лодка "Бранденбург" FB.
1