Бесславный миг российского флота

Бесславный миг российского флота


2 июля 1915 года (по новому стилю), то есть, примерно 110 лет тому назад, а также — через 145 лет после Чесменского триумфа и через 125 лет после "Выборгской порки", состоялось морское сражение при Готланде — последний крупный эскадренный бой в Балтийском море. Но его итог, к глубокому сожалению, был совсем не тот, что в победоносных для России морских баталиях эпохи весла и паруса.

Куда делись былая решительность, удаль и задор? Командующий балтийской крейсерской эскадрой, контр-адмирал Михаил Бахирев (по определению одного из сослуживцев — "умный, простой и добрый человек"), которому приказали перехватить и уничтожить немецкую эскадру коммодора фон Карфа, осуществлявшую минные постановки, казлось, был гораздо сильнее озабочен избежанием собственных потерь, чем нанесением урона неприятелю.

В результате, насмотря на успешное обнаружение вражеской эскадры, на которую русские крейсера впервые в истории были наведены по результатам перехвата и расшифровки немецких радиопереговоров, они провели бой нерешительно, вяло и неорганизованно, а вдобавок еще и очень плохо стреляли (печальный урок Цусимы не пошел им впрок).

Поэтому, несмотря на значительное численное преимущество и подавляющее огневое превосходство, наши не смогли утопить и даже серьезно повредить ни одного вражеского крейсера и миноносца. Между тем, в бою участвовали пять российских крейсеров, из них три броненосных и два бронепалубных, а также — девять эсминцев против трех немецких крейсеров (один броненосный, один бронепалубный и один легкий), семи миноносцев и одного минзага.

Единственной потерей германского флота в этом сражении стал небронированный и слабо вооруженный минный заградитель "Альбатрос", по которому вели сосредоточенный огонь аж два русских крейсера, но не смогли утопить, а лишь заставили войти в шведские территориальные воды и выброситься на отмель у строва Готланд, где корабль был интернирован до конца войны, а потом — возвращен в Германию и отправлен на слом.

Такой результативностью стрельбы вряд ли можно гордиться, особенно — на фоне былых успехов русского флота, чей зведный час к началу ХХ века, увы, остался далеко позади. А на повестке дня были бунты, смуты и революции.

На заставке — бронепалубный крейсер 1 ранга "Олег", один из тех, кто не смогли уничтожить немецкий минзаг.

олег.jpg
"Олег" в двух проекциях.

0-bogatyr-05.jpeg
Еще один участник "охоты на альбатроса" — бронепалубный крейсер "Богатырь".

SMS_Albatross_in_port.jpg
Минный заградитель "Альбатрос"

FM1976032018.jpeg
"Альбатрос" на мели у острова Готланд. Справа — шведские миноносцы.

0-bogatyr-05.jpeg
1911color.jpg
Самый мощный корабль эскадры Бахирева — броненосный крейсер "Рюрик".

баян.jpg
байан.jpg
"Баян" — еще один сильный броненосный крейсер бахиревской эскадры.

1523813996_popadanie-210v bayan copy.jpg
Результат попадания в "Баян" немецкого снаряда.

roon.jpg
Сильнейший корабль германской эскадры — броненосный крейсер "Роон".

SMSAugsburg.jpg
Легкий крейсер "Аугсбург" — флагман коммодора фон Карфа.

SMS_Lübeck_NH_46820.jpg
Бронепалубный крейсер "Любек", которому удалось всадить 10 снарядов в "Рюрик" и благополучно уйти от преследования. При этом "Рюрик" умудрился в него ни разу не попасть!
4