Ровно 110 лет тому назад, 13 июня 1915 года, в Германской империи был принят на вооружение истребитель "Фоккер-Айндеккер", он же "Фоккер" Е.I, — первый в мире боевой самолет, оснащенный курсовым синхронным пулеметом, позволявшим летчику вести огонь без риска прострелить собственный винт. Благодаря этой машине немцы моментально захватили господство в воздухе над Западным фронтом Первой мировой войны, а боевые потери англо-французской авиации стали катастрофичными. Но — ненадолго.
В течение первого года войны воздушные бои случались крайне редко, а безвозвратные потери в них можно было буквально пересчитать по пальцам одной руки. Но уже в июле 1915 года немцы благодаря "Фоккерам" сбили 15 английских самолетов. Сколько было сбито французов — неизвестно, но вряд ли меньше, поскольку французская авиация численно преобладала на Западном фронте.
Английские газетчики присвоили "Айндеккеру" прозвище "бич Фоккера" (Fokker Scourge) по аналогии с предводителем гуннов Аттилой, которого христиане Римской империи называли "бич божий" (на латыни — Flagellum Dei). Английская пропаганда тех времен постоянно сравнивала немцев с варварами-гуннами, отсюда возникла такая причудливая цепочка аналогий.
На "Айндеккерах" воевали первые гермаские асы — Освальд Бёльке, Макс Иммельман и Курт Винценс, одержавший 1 июля 1915 года первую воздушную победу с применением синхронного пулемета. Бёльке и Иммельман заложили основы тактики наступательного воздушного боя, которую впоследствии переняли и использовали истребители всех стран.
Психологический эффект "бича Фоккера" был очень велик, несмотря на то что этих аэропланов выпустили довольно мало. К концу лета 1915 года на западном фронте их насчитывалось не более двух десятков, а к концу года — около сотни. Эпоха массовой истребительной авиации наступила в следующем году, когда "Фоккер" морально устарел, так как появились более скоростные, высотные и маневренные боевые машины.
В середине 1916-го "Айндеккеры" начали снимать с вооружения и отправлять в летные школы, а при сильном износе — в утиль.
Всего было выпущено 54 "Айндеккера" в первой серийной модификации Е.I, 49 усовершенствованных E.II, 249 экземпляров самой распространенной версии E.III и 49 — в последней, наиболее мощной модификации E.IV, на которую ставили по два, а иногда даже по три синхронных пулемета.
На заставке — "Фоккер" Е.II лейтенанта Курта фон Крайлсхайма, сентябрь 1915 г. Крайлсхайм успел одержать две воздушные победы, прежде чем разбился в авиакатастрофе в декабре того же года в возрасте 22 лет.

"Айндеккер" был сделан на базе довоенного спортивно-пилотажного моноплана "Фоккер" М5K. На снимке — в кабине этой машины сидит ее автор — германо-голландский авиаконструктор Антони Фоккер.

Один из первых серийных экземпляров "Фоккера" E.I.

"Фоккер" E.I германского морского авиаотряда.

Зимой 1915-16 годов идет на посадку "Фоккер" E.II из 14-го полевого авиаотряда, воевавшего на русско-германском фронте.

Сверху вниз:
Первый серийный "Фоккер" E.I, на котором летал лейтенант Отто Паршау. На самолете установлен ручной пулемет "Парабеллум". В дальнейшем "Фоккеры" оснащались переделанными под воздушное охлаждение станковыми пулеметами LMG 08/15 "Шпандау".
"Фоккер" E.I лейтенанта Макса Иммельмана, на котором он одержал свои первые воздушные победы.
"Фоккер" E.I унтер-офицера Эдуарда Бёме из Баварского авиаотряда (эмблема — черный хвост).