Боливийские "Покрышкины"

Боливийские "Покрышкины"


Великая Чакская война, которая закончилась 90 лет назад, шла не только на земле, но и в воздухе. Однако этот конфликт был небогат на воздушные бои. За три военных года их произошло всего 14, из которых половина закончилась безрезультатно.

В двух авиационных схватках победы одержали парагвайцы, а в пяти — боливийцы. У них был даже свой "полуас" Рафаэль Пабон, сбивший, согласно официальным боливийским данным, три вражеских самолета. Таким образом, на его счету более половины воздушных побед боливийских ВВС, впрочем, парагвайцы признают за Пабоном только двух сбитых.

Первый бой над Чако произошел 9 сентября 1932 года. Два боливийских истребителя Виккерс "Скаут" и двухместный многоцелевой самолет Виккерс "Веспа", также выступавший в роли истребителя, напали на пару парагвайских  "Потезов-25", бомбивших боливийский форт Бокерон. Но сбить никого не удалось. Хотя, пилот одного "Потеза" получил тяжелое ранение, его стрелок, перехватив управление, привел поврежденную машину на аэродром и сумел совершить посадку.

Первый результативный бой был отмечен 4 декабря, когда Рафаэль Пабон на "Скауте" атаковал и сбил "Потез". Оба члена экипажа — пилот Трифон Бенитес и летнаб Рамон Альвадес Санчес — погибли, став первыми жертвами чакской воздушной войны.

12 июня 1933 года боливийцы, получив разведданные, что парагвайцы перебросили на прифронтовой аэродром Исла Пои пятерку новых истребителей "Фиат", решили нанести по нему авиаудар с участием пяти бомбардировщиков Кертисс "Оспри", трех истребителей Кертисс "Хок" и одного "Скаута". Однако парагвайцы, предупрежденные одним из передовых наблюдательных постов, успели поднять в воздух три истребителя, которые перехватили нападавших.

Завязался неравный бой, в котором пилот "Скаута" Луис Ривера расстрелял "Фиат", пилотируемый американским наемником Уолтером Гвинном. Летчик погиб, но прицельная бомбардировка была сорвана. "Оспри" сбросили бомбы с недолетом, развернулись и ушли за линию фронта. Больше никому из истребителей не удалось добиться успеха.

Следующий воздушный бой, о котором я нашел информацию, состоялся лишь через год, 8 июля 1934-го. Четверка парагвайских "Потезов" штурмовала аэродром Балливиан, где им с двух заходов удалось уничтожить или повредить на стоянках несколько "Оспри".

Но при третьем заходе их самих атаковали два "Хока" и два "Оспри", прилетевших по тревоге с соседнего аэродрома. Стрелок одного из "Потезов" Якоб фон Застров, отражая атаку, сумел сбить "Оспри" под управлением майора Элиодоро Нерви, который через девять дней умер в госпитале. О судьбе его летнаба ничего не известно, возможно Нерви вылетел в бой в одиночку.

На "Потезах" три члена экипажей получили ранения, но вся четверка бомбардировщиков вернулась на аэродром и благополучно приземлилась. Парагвайцы объявили результаты налета своим величайшим достижением и с тех пор отмечают 8 июля как День авиации.

12 августа при неудачной атаке очередного "Потеза" от огня воздушного стрелка погиб лучший боливийский пилот Рафаэль Пабон. Победу над ним записали на счет лейтенанта Рохелио Этчверри. А 14 ноября удача была на стороне боливийцев. Лейтенанты Альберто Аларкон и Эмилио Бельтран на "Хоках" сбили "Потез" сублейтенанта Васкеса. Пилот и стрелок выжили, но самолет был полностью разбит и не подлежал ремонту.

Несмотря на то, что боливийские истребители действовали в целом более успешно, чем их оппоненты, на исход войны это никак не повлияло. Впрочем, то же можно сказать про немецких истребителей Первой и Второй мировых войн.

На заставке помещен боливийский рисунок, на котором Рафаэль Пабон 4 декабря 1932 года сбивает парагвайский "Потез".


Случайно найденные в пампасах в 2016 году обломки, которые были идентифицированы как "Скаут" Рафаэля Пабона. Останков пилота в них не было, очевидно, их растащили хищники.

Далее — галерея самолетов Чакской войны. К сожалению — далеко не полная, потому что на многие машины я не нашел достаточно крупных и более-менее качественных цветных изображений.



Начнем с парагвайцев. Сверху вниз:
Potez 25ТОЕ — самая распространенная боевая машина парагвайских ВВС времен Чакской войны. В 1929 году парагвайцы закупили во Франции 14 таких самолетов.
Французский цельнометаллический истребитель Wibault-72C1. Куплено 7 штук, но почему-то эти машины в Парагвае "не прижились" и почти всю войну прослужили в тыловой ПВО, ни разу не приняв участия в воздушных боях. Возможно у них были технические проблемы.
Итальянский истребитель FIAT CR-20 из эскадрильи Los Indios. В Парагвай поступило 5 таких машин.
Итальянская летающая лодка Macchi M.18AR. Два таких гидросамолета парагвайцы использовали в качестве ночных бомбардировщиков.
Один из двух санитарных "Трэвел Эйров" М-6000Т-9 американского производства, приписанных к крепости Нанава.
На врезке — один из вариантов парагвайских опознавательных знаков, применявшихся в ходе войны и представлявших собой красные звезды в белом круге с синим центром.

4605579_original.jpg
Теперь — боливийцы, у которых были очень тесные отношения с американской фирмой "Кертисс".
Двухместный многоцелевой боевой самолет Curtiss Falcon c двигателем жидкостного охлаждения.
Еще один Falcon с радиальным мотором "Райт-Циклон", усовершенствованным шасси и полузакрытой кабиной.
Разведчик и легкий бомбардировщик Curtiss C-14R Bolivian Osprey. Боливия заказала 26 таких машин, но из них поступило только 20, а остальные были задержаны из-за введенного США эмбарго на поставки вооружений участникам конфликта.
Французский легкий бомбардировщик Breguet Br.XIX с собственным наименованием Potosi. Боливийцы получили 10 таких самолетов.

vickers143-c1.jpg

Боливийские истребители: английский Vickers "Scout", на котором летал и одерживал победы Рафаэль Пабон, а также — два Curtiss Hawk-II из эскадрильи Punta del Alas. Обе машинв оснащены радиостанциями, а на нижней укреплен подвесной топливный бак. Боливийцы приобрели девять таких бипланов, считавшихся в начале 1930-х годов очень передовыми и современными машинами.

У Парагвая транспортной авиации не было, а Боливия закупала военно-транспортные и связные самолеты в Германии. Вверху — камуфлированный трехмоторный Junkers Ju.52 3MGE с собственным наиманованием "Chorolque" — одна из трех машин, которые использовались для эвакуации раненых.
Внизу — связной одномоторный Junkers F.13.
1