Ровно 165 лет назад, 23 марта 1860 года, состоялось сражение при Вад-Расе — последняя битва полугодовой Испано-марокканской войны, последней колониальной войны Испании, которую одряхлевшая глобальная империя, когда-то простиравшаяся на три континента, сумела выиграть. Решающую роль в этом сражении сыграл бравый кавалерийский генерал Хуан Прим и его конные пикинеры — лансерос.
Когда экспедиционный корпус под командованием генерала Леопольдо О`Доннелла отбил у Вад-Раса контрудар берберов на недавно захваченный город Тетуан, обратив врагов в бегство и нанеся им большие потери, султан Марокко Мулей-аль-Аббас запросил мира и согласился на все испанские условия.
Вскоре после этого было заключено перемирие, а 26 апреля в той же долине Вад-Рас — подписан мирный договор, по которому султан уступил Испании территории на севере и юго-западе страны, а также — архипелаг Чафаринас. Кроме того, он обязался предоставить марокканским католикам равные права с мусульманами, разрешить постройку в своей столице католического храма, а заодно — выплатить Испании нехилую контрибуцию в 100 миллионов песет.
Победа над марокканцами вызвала в Испании всплеск патриотизма и всеобщее ликование, но, разумеется, этот скромный успех ни в коей мере не мог компенсировать утрату огромных американских владений и вернуть стране статус великой колониальной державы. Первой вступив в этот клуб, Испания первой же из него вылетела. А на заставке — эпическое батальное полотно испанского живописца Мариано Хосе Мария Бернардо Фортуная "Битва при Вад-Расе". Открыв картинку в отдельном окне, ее можно посмотреть в полном размере.

Слева — схема сражения при Вад-Расе. Испанцы помечены голубым, марокканцы — красным. Справа — испанский главком, а впоследствии — премьер-министр, генерал Леопольдо О`Доннелл.

Геренал Хуан Прим беседует с солдатами после сражения на еще одной картине Фортуная. Интересно, что командующий испанской конницей одет в простой мундир без каких-либо украшений и генеральских знаков отличия. Возможно, он носил его, чтобы не привлекать внимание вражеских снайперов.

Испанские пехотинцы, артиллеристы и ополченцы-баски в обмундировании времен Марокканской войны 1859-60 годов.

Картина испанского художника Хоакина Домингеса Бергера "Мирные переговоры в Вад-Расе", на которой изображена встреча марокканского султана и испанского главнокомандующего возле его палатки.

Гравюра с изображений трофеев, захваченных испанцами у марокканцев, в центре которой — шатер Мулея-аль-Аббаса, ныне занимающий почетное место в военном музее Мадрида. А что касается оружия, то во второй половине XIX века такие кремневые мушкеты и "арматы" уже являлись глубоким анахронизмом. Судя по клеймам, левая и нижняя пушки имеют европейское происхождение.