Летаем на своих

Летаем на своих


Ровно 100  лет назад, 25 мая 1925 года, в Ленинграде начались государственные испытания первого советского крупносерийного истребителя И-2, разработанного конструкторским коллективом под руководством Д.П. Григоровича. Этот авиаконструктор прославился еще в годы Первой мировой войны благодаря созданию весьма успешных боевых гидропланов М-5, М-9, М-20 и ряда других, но опыта в проектировании сухопутных истребителей он не имел, а потому его первенец в этой области получился не очень удачным.

И-2, к сожалению, не обладал никакими перимуществами перед зарубежными аналогами. Тем не менее, его приняли на вооружение и запустили в серию на двух авиазаводах — ленинградском и московском, построив в общем счете 211 экземпляров. Последний из них был сдан военной приемке в 1930 году. Это позволило советским ВВС отказаться от импорта и вооружить истребительные эскадрильи отечественной авиатехникой.

И-2 недолго оставался в строю и вскоре был вытеснен более совершенным поликарповским И-3. В частности, максимальная скорость опытного экзмпляра И-2 составляла 235 км/ч, а в серии, из-за более низкой культуры производства, она просела до 220 км/ч. При этом И-3 разгонялся до 278 км/ч. Как говорится, разница — очевидна.

Ни в каких вооруженных конфликтах И-2 не участвовал и не оставил заметного следа в истории советской авиации, оставшись в ней лишь как один из первых примеров относительно успешного импортозамещения.

Чертеж И-2. Оригинальной особенностью этого самолета была консольная качающаяся подвеска подфюзеляжного водорадиатора, который мог прижиматься к днищу или опускаться вниз (на чертеже он показан опущеннным). При этом его обдув набегающим потоком воздуха усиливался и охлаждение двигателя становилось более интенсивным, но одновременно возрастало лобовое сопротивление.


Констркуторский коллектив государственного авиазавода №1 (бывший завод "Дукс"), который спроектировал И-2. В центре второго ряда, между двумя девушками, — руководитель проекта Д.П. Григорович.


Первый прототип И-2 на лыжном шасси.


Усовершенствованная модификация И-2бис на одном из полевых аэродромов ВВС РККА. На ней, в частности, был расширен вырез кабины для облегчения летчику возможности воспользоваться парашютом.


Последствия аварийной посадки И-2бис из 1-й Краснознаменной эскадрильи Ленинградского военного округа в 1929 году.

6183421_original.jpg
Два И-2бис в стандартных окрасках РККА ВВФ конца 1920-х годов. Верхняя машина относится к 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье Ленинградского военного округа, которая базировалась в Гатчине, носившей в те годы название Троцк.
10