Прыткий мальчик

Прыткий мальчик


Однако вернемся из романтичных времен зарождения авиации в не менее романтичную эпоху раннего стимпанка. Тем более, что есть веский повод: ровно 195 лет тому назад, 24 мая 1830 года, было торжественно открыто движение по первой в Западном полушарии железной дороге Балтимор — Охайо.

Надо признать, что произошло это за 12 лет до открытия первой в России Царскосельской железной дороги. Однако в начале американской железнодорожной истории поезда между Балтимором и Охайо тягали лошадки.

Но в том же 1930 году промышленник и изобретатель Питер Купер предложил перевести движение на механическую тягу и представил первый американский паровоз собственной разработки. За небольшие размеры этот локомотив получил прозвище Tom Thumb, что можно перевести как "Лилипут" или "Мальчик-с-пальчик".

Это была довольно интересная машинка с целым рядом оригинальных особенностей. Например, дымогарные трубки парового котла были сделаны из старых ружейных стволов, а топка была (впервые в мире!) оборудована механизмом принудительного наддува с вентилятором и ременным приводом от колесной оси.

Локомотив имел вертикальный котел и цилиндр, благодаря чему он обладал очень короткой колесной базой. Столь же короткими были и вагоны, что позволяло в дальнейшем строить железные дороги с удивительно крутыми поворотами. Задняя колесная ось "Лилипута" приводилась во вращение с помощью шестеренчатой передачи.

25 августа 1830 года состоялась историческое состязание локомотива Купера, который буксировал два пассажирских вагона, с бежавшей по соседнему пути лошадью, тащившей такую же нагрузку. Поначалу паровоз уверенно вырвался вперед, но потом у него лопнул вентиляторный ремень. Без наддува топка стала работать гораздо хуже и в итоге лошадь выиграла гонку. Тем не менее, руководство железной дороги осознало преимущества "стального коня" и уже в 1832 году первая американская рельсовая магистраль была полностью переведена на паровую тягу.

3539.1279348332
Оригинал Tom Thumb не сохранился, но в конце XIX века была построена довольно качественнная ходовая копия, которая выставлена в Балтиморском железнодорожном музее.


Тта же машина с другого борта.

The-Tom-Thumb-Americas-Fi-011
И она же - с копией пассажирского вагона образца 1832 года. Я бы не отказался на таком прокатиться.
12