Летучий князь

Летучий князь


Я едва не проворонил, пожалуй, самый значительный в этом году юбилей российской авиации, о котором, однако, мало кто знает. И никаких упоминаний о нем во вчерашних и сегодняшних лентах новостей я не увидел. Между тем, 115 лет тому назад, 23 мая 1910 года (по старому стилю) в русском городе Киеве произошел первый задокументированный полет первого аэроплана российской разработки, спроектированного и построенного князем Александром Кудашевым.

Любопытно, что в советской авиационной литературе его всегда называли "инженером Кудашевым", не упоминая об аристократическом титуле. Впрочем, это не удивительно, поскольку князья тогда были не в моде.

Как писала 24 мая газета "Киевлянинъ", "Вчера на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С. Кудашеву. (...) Кудашеву удалось два раза подняться на воздух и пролететь несколько десятков саженей, причем в последний раз — на высоте полутора сажень".

Вверху — общий вид аппарата Кудашева, внизу — он же в окружении зрителей. Сам Кудашев — четвертый справа, в темной рубахе и кепке. Как видно на снимках, машина представляла собой ферменный биплан с тянущим мотором и укрепленным перед крыльями рулем высоты, как у самолетов братьев Райт. Каркас собран из сосновых реек, крылья и оперение обшиты прорезиненным полотном. На самолете установлен трехцилиндровый мотор "Анзани" мощностью 35 л.с.

Надо заметить, что Кудашев всего на один день опередил другого русского авиатора В.Ф. Булгакова, который 24 мая (6 июня по новому стилю) в Петербурге совершил полет на аэроплане, сконструированном Я.М. Гаккелем. Но об этом — в следующей заметке.




Передняя часть аэроплана Кудашева крупным планом.
9