Церковь изобразила Толстого в аду

Церковь изобразила Толстого в аду

У Льва Николаевича Толстого были сложные отношения с православием. В 1901-ом году писателя даже отлучили от церкви.

Почему?

Ведь уже тогда не было сомнений, что Толстой - величайшая фигура в русской литературе и истории.

Многие его работы были посвящены социальным и религиозным проблемам в русском обществе.

Но вот в 1901 году православная церковь выпустила "Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом", которое было воспринято обществом как анафема. 

Не будем вдаваться в его расхождения с церковью, отметим только, что Толстой отрицал догмат о Троице и не признавал непорочное зачатие.

Вера в чудеса не была свойственна великому писателю, что, в общем-то, удивительно.

Но вот так откликнулась церковь на его взгляды, а в провинциальной глуши, в отдаленных сельских храмах появились настенные росписи, где Толстой фигурировал в виде грешника в аду. 

И вот они остаются интересными.

История создания изображений неизвестна.

Исследователи выдвигают две основные теории: либо это инициатива самих священников, либо заказ «сверху». 

Одно из таких изображений можно найти в Музее истории религии Санкт-Петербурга, куда его привезли из Курской губернии.

На нем Толстой буквально пылает в огне, сидя на коленях у сатаны.

Еще об одном образе писателя в преисподней известно по черно-белой фотографии из Пермской губернии.

На снимке Толстой направляется в ад вместе с другими грешниками.

Писатель был верующим человеком, только верил «по-своему», а умер без покаяния и причастия, так и не примирившись с церковью. 

В 1883 г в храме иконы Божией Матери «Знамение» появилась фреска, где изображен писатель, горящий в аду (деталь)
В 1883 г в храме иконы Божией Матери «Знамение» появилась фреска, где изображен писатель, горящий в аду (деталь)

Толстой Лев Николаевич (за шахматами, "Шах Королю", 1891). Рисунок художника Ильи Репина

Государственная Третьяковская галерея.

14