У Льва Николаевича Толстого были сложные отношения с православием. В 1901-ом году писателя даже отлучили от церкви.
Почему?
Ведь уже тогда не было сомнений, что Толстой - величайшая фигура в русской литературе и истории.
Многие его работы были посвящены социальным и религиозным проблемам в русском обществе.
Но вот в 1901 году православная церковь выпустила "Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом", которое было воспринято обществом как анафема.
Не будем вдаваться в его расхождения с церковью, отметим только, что Толстой отрицал догмат о Троице и не признавал непорочное зачатие.
Вера в чудеса не была свойственна великому писателю, что, в общем-то, удивительно.
Но вот так откликнулась церковь на его взгляды, а в провинциальной глуши, в отдаленных сельских храмах появились настенные росписи, где Толстой фигурировал в виде грешника в аду.

И вот они остаются интересными.
История создания изображений неизвестна.
Исследователи выдвигают две основные теории: либо это инициатива самих священников, либо заказ «сверху».

Одно из таких изображений можно найти в Музее истории религии Санкт-Петербурга, куда его привезли из Курской губернии.
На нем Толстой буквально пылает в огне, сидя на коленях у сатаны.
Еще об одном образе писателя в преисподней известно по черно-белой фотографии из Пермской губернии.
На снимке Толстой направляется в ад вместе с другими грешниками.
Писатель был верующим человеком, только верил «по-своему», а умер без покаяния и причастия, так и не примирившись с церковью.


Толстой Лев Николаевич (за шахматами, "Шах Королю", 1891). Рисунок художника Ильи Репина
Государственная Третьяковская галерея.