Ровно 65 лет назад, 20 мая 1960 года, вышел на летные испытания реактивный учебно-тренировочный самолет Як-30, спроектированный в ОКБ А.С. Яковлева для участия в конкурсе на стандартный УТС для ВВС стран Варшавскго договора. Испытания показали, что машина получилась удачной: быстрой, маневренной, а также — очень устойчивой, и несложной в управлении, что особенно важно для "летающего тренажера".
Яковлев в очередной раз подтвердил свою репутацию мастера по созданию учебных самолетов, заработанную еще до войны. На состоявшемся в следующем году конкурсе Як-30 по большинству параметров опередил конкурентов — чехословацкий УТС L-29 "Дельфин" и польский TS-11 "Искра". Жюри вполне заслуженно присудило ему первое место.
Однако тут в дело вмешалась "большая политика". Кремлевское начальство под нажимом протеже Хрущева и "по совместительству" президента Чехословакии Антонина Новотного решило отдать победу чешской машине! Официально это объяснялось стремлением поспособствовать развитию чехословацкого авиапрома и сосредоточить производство УТС для Варшавского пакта на территории Чехословакии.
И яковлевцам пришлось подчиниться. "Дельфина" запустили в массовое производство, выпускали 10 лет и растиражировали в количестве 3665 штук, а отвергнутый Як-30 остался в четырех опытных экземплярах. Увы, так во времена "хрущевского волюнтаризма" решались вопросы развития советской авиации. Впрочем, справедливости рази, надо заметить, что "Дельфин" был, в общем, неплохим самолетом, открывшим, как говорится, дорогу в небо тысячам советских военных летчиков. Он состоял на вооружении в 26 странах, а в СССР и в России применялся вплоть до 1992 года.
На заставке — один из четырех прототипов Як-30 в полете, архивное фото ТАСС.


Другой прототип, восстановленный до летного состояния в частном конструкторском бюро САТ ("Современные авиационные технологии").

Та же машина в новой декоративной окраске.

Як-30 в экспозиции Монинского музея ВВС.