Ровно 110 лет назад, 18 мая 1915 года под Петроградом вышла на испытания колесно-гусеничная машина "Вездеход", разработанная 23-летним российским изобретателем Александром Пороховщиковым. У нас ее нередко называют первым в мире танком, что слишком оптимистично, поскльку прототип "Вездехода" не имел ни брони, ни вооружения.
Пулеметная башня предусматривалась, но так и не была установлена. Фактически "танк Пороховщикова" представлял собой экспериментальный стенд для испытаний ходовой части, состоявшей из резино-тканевой моногусеницы и двух опорно-рулевых колес. При движении он опирался на заднюю часть гусеницы и колеса, а при форсировании рвов и вертикальных преград — только на гусеницу.
В перспективе предполагалась установка бронекорпуса из оригинальной композитной брони, также разработанной Пороховщиковым и состоявшей из двух слоев мягкого котельного железа с прослойкой из прессованных сушеных водорослей. Изобретатель полагал, что такая "вязко-упругая броня" не уступает по прочности сплошной стальной броне при гораздо меньшем весе.
Однако до этого дело не дошло. На испытаниях, которые продолжались до поздней осени, "Вездеход" не подтвердил заявленных даных по проходимости. В частности, он застревал в снегу глубиной более 30 см и не мог преодолевать траншеи шириной более метра. Кроме того, в вязком грунте рулевые колесики тонули и не выполняли своих функций, а действовали как тормоз. На этом основании военные чиновники закрыли проект, отказав изобретателю в дальнейшем финансировании.
Тем не менее "Вездеход" можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины, поскольку прототип первого английского танка Little Willie (причем — тоже безоружный) впервые сдвинулся с места только через четыре месяца после "Вездехода" — в сентябре 1915 года.
Примечательно, что на постройку "Вездехода" Пороховщикову удалось выпросить у чиновников всего 10 тысяч рублей, а некий Николай Лебеденко, добившись аудиенции у Николая Второго, сразу же получил на свой гораздо более абсурдный проект гигантского "царь-танка" 210 тысяч рублей, а заодно и два уникальных 240-сильных двигателя, снятых со сбитого немецкого дирижабля. Собственных моторов подобной мощности в России тогда еще не делали.
Вот, такими способами в царской России решались вопросы военного строительства. Впрочем, в большевицкой России дела у Пороховщикова сложились гораздо хуже. В середине 1920-х годов его арестовали по неизвестному обвинению и посадили в Соловецкий лагерь, где он несколько лет занимался проектированием гидротехнических сооружений Беломорканала.
После освобождения Пороховщиков устроился на работу в НИИ лесного хозяйства. где со временем возглавил проектную группу по судостроению (интересное сочетание). Однако в октябре 1940 года он был вновь арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и шпионаже, а 28 июля 1941 года — расстрелян на подмосковном полигоне "Коммунарка". В 1955 году реабилитирован посмертно со снятием всех обвинений.
На заставке Александр Пороховщиков в кабине "Вездехода". Рядом — куратор проекта со стороны военного ведомства инженер-полковник Козелло.

Реконструкция внешнего вида и конструкции "Вездехода", выполненная С.В. Зыковым и С.В. Ромадиным. По ней видно, что ходовая часть была основана на автомобильном силовом агрегате с карданным валом и трансмиссией.

Компьютерная прорисовка более ранней умозрительной реконструкции устройства "Вездехода", впервые появившаейся в майском номере журнала "Танкист" за 1952 год и с тех пор многократно воспроизводившейся с небольшими вариациями в различных советских изданиях.

Для сравнения — "Царь-танк" Лебеденко, настоящий "сон разума". А ведь это угробище тоже было построено и даже испытывалось...