Наверное, мало кто знает, что на нынешний год приходится важный юбилей в истории авиации. 135 лет назад, в 1890 году, французский изобретатель Клеман Адер запатентовал, построил и испытал первый в мире аэроплан, существование которого неопровержимо и документально доказано.
Как известно, XIX век это не только эпоха пара и электричества, но и век фотографии. А также это время первых попыток не только придумать и нарисовать, но и построить летательные аппараты тяжелее воздуха. Однажды я задался вопросом: а какой из них был первым запечатлен на фотопластинке или на фотобумаге?
Согласно распространенному на Западе мнению, первенство в постройке летающей машины, способной, по замыслу ее создателя, поднять человека в воздух, принадлежит французскому изобретателю Дю Тамплю, который запатентовал свой аппарат еще в 1857 году, а к 1874 или 1875 якобы сделал его, но почему-то так и не удосужился провести испытания.
Французу наступает на пятки гораздо более известный у нас русский морской офицер Александр Федорович Можайский, начавший строить свой "воздухоплавательный снаряд" в 1882 году, а закончивший его то ли в 1883, то ли в 1884, то ли в 1885. Различные источники называют разные даты.
Однако ни машина Дю Тампля, ни "снаряд" Можайского почему-то ни разу не попали в объективы фотокамер, хотя в 70-80 годах позапрошлого века фотосъемка была уже весьма распространенным делом. К тому времени помимо профессиональных студийных фотографов появились газетные фоторепортеры и фотографы-любители. И даже если Дю Тампль и Можайский не допускали к своим аппаратам посторонних из соображений секретности, то почему они сами или их помощники их ни разу не "щелкнули"?
Мало того, нет ни одного более-менее подробного и достоверного чертежа этих машин и ни одного рисунка, сделанного с натуры. Впрочем, к данному вопросу я еще вернусь, а пока скажу: насколько мне удалось выяснить, первыми в мире авиационными фотографиями являются вот эти:


На них изображен аэроплан Адера, названный "Эолом" в честь античного бога ветра и потерпевший аварию 9 октября 1890 года на испытаниях, в ходе которых ему удалось совершить неуправляемый полет или "прыжок" примерно на 50 метров на высоте около метра. Почти сразу после отрыва от земли аппарат с недостаточной устойчивостью и несовершенной схемой управления завалился на бок, поломав винт и левое крыло.
Вероятно, размещенные выше фотоснимки сделаны вскоре после этого инцидента. На верхнем снимке хорошо видно сломанное левое крыло, ступица четырехлопастного винта со снятыми лопастями и носовой конус, внутри которого проходил вал двигателя, а на нижнем — колесное шасси и сиденье пилота.
Вот так выглядел фюзеляж этого аппарата без полотняной обшивки на авторском карандашном рисунке.

А вот так — на чертеже, приложенном к патенту, выданному Адеру в 1890 году. Легко заметно, что форма его крыла была скопирована с крыла летучей мыши, а лопасти пропеллера — с птичьих перьев. Система управления тоже была "птичьей" — посредством перекашивания консолей, к которым шли тяги от двух рычагов, размещенных в кабине. Еще один рычаг отклонял вверх/вниз хвост, игравший роль руля высоты.

Кстати, Адер настолько "заигрался" в копирование природного образца, что зачем-то сделал крылья своего "Эола" складными, как крылья летучих мышей, хотя, это значительно усложнило и утяжелило конструкцию. В сложенном виде они прижимались к фюзеляжу, а их каркас досконально копировал скелет крыла летучей мыши со всеми его суставами. Но оказалось, что слепое заимствование "мудрости природы" далеко не всегда идет на пользу техническому изделию.

До наших дней сохранился двигатель "Эола" — очень легкая и компактная двухцилиндровая паровая машина, работавшая на спирту и развивавшая мощность 20 лошадиных сил.

Схема силовой установки "Эола" с пароконденсатором, работавшей по замкнутому циклу.
В общем, судя по всему, именно "летучая мышь" Клемана Адера являлась первым в мире реально построенным и совершившим попытку полета аэропланом, чье существование имеет убедительные материальные доказательства.