Статистика воздушного блицкрига

Статистика воздушного блицкрига


Поскольку журнал у меня, в основном, авиационный, хотелось бы более подробно рассмотреть именно этот аспект германского "желтого" блицкрига, начатого 85 лет назад. Для начала коснемся общей картины событий.

Итак, 10 мая 1940 года Люфтваффе подвергли бомбардировкам 72 военных и гражданских аэродрома на территории трех государств – Голландии, Бельгии и Франции, в том числе французские аэродромы, на которых базировались самолеты британского экспедиционного корпуса. Для сравнения, 22 июня 1941 года немцы атаковали 66 советских аэродромов. Первые бомбы упали на рассвете, в 4.20 — 4.30 утра, а это значит, что бомбардировщики взлетали еще затемно.

Начнем наш обзор с авиаударов по Франции. 10 мая немцы атаковали 45 аэродромов на ее территории. Наибольшего успеха удалось добиться экипажам бомбардировщиов "Хейнкель" Не 111, которые в 4.30 разбомбили авиабазу в Альпрехе (Alprech) с недавно полученными из США пикирующими бомбардировщиками «Воут-156F» (экспортный вариант бомбардировщика «Виндикейтор»).

12 машин были уничтожены сразу в рухнувшем ангаре, еще 12 – списаны после осмотра как не подлежащие ремонту. Там же был уничтожен штабной самолет «Кодрон 635». Таким образом, только на одной авиабазе в первые же минуты «блицкрига» французы потеряли безвозвратно 25 самолетов.

На других аэродромах потери были не столь катастрофичны, но тоже вполне чувствительны. Так, в Сент Инглевере (St. Inglevert) немцы в 5.00 «накрыли» два двухмоторных многоцелевых самолета «Потез 63.11» и повредили четыре разведчика «Потез 39» из эскадрильи GAO 516. На аэродроме Лаон-Куврон (Laon-Couvron) эскадрилья GAO 518 потеряла разведчик «Мюро 115».  В Троз-Барбери (Troyes-Barbery) бомба уничтожила двухмоторный ночной бомбардировщик «Амио 143» из эскадрильи GB I/38.

Тяжелый урон понесла истребительная эскадрилья GC III/2. В 4.30 над ее аэродромом Камбрэ-Нержин (Cambrai-Niergines) отбомбились «Хейнкели», в результате чего на земле сгорело восемь истребителей «Моран-Солнье» МS 406, еще пять машин получили серьезные повреждения и 13 – более легкие. За несколько минут авиачасть полностью утратила боеспособность, хотя и не потеряла ни одного пилота. Четырех MS 406 лишилась эскадрилья GC II/7 в Люксиле (Luxeuil), трех – эскадрилья GC III/7 в Витри-ле-Франсуа (Vitry-le-Francois).

Над аэродромом Атье-су-Лаон (Athies-sous-Laon) «поработали» экипажи «Дорнье» Do 17, уничтожив «Потэз 63.11» и бомбардировщик «Блок 174» из эскадрильи GR II/33, а также серьезно повредив еще два «Потэза», которые впоследствии были брошены при отступлении. В Реймсе (Reims) получили повреждения два тяжелых четырехмоторных ночных бомбардировщика «Фарман 222» из эскадрильи GB II/15, а в Альтиньи (Altigny) – разведчик «Потез 390» из эскадрильи GAO 510.

10 машин, из них пять – безвозвратно (три «Потэза 63.11» и два «Блока 174») потеряла эскадрилья GR II/36 на аэродроме Нюфшато (Neufchateau). Список первых потерь завершают два уничтоженных и два поврежденных «Потэза 63.11» из группы GR II/52 с аэродрома Лаон-Кувзон (Laon-Couvzon). Аэродром Метц-Фрескати (Metz-Frescaty) немцы «навестили» чуть позже. Пикирующие «Юнкерсы» Ju 87 атаковали его примерно в 6.00, точно уложив бомбы в два ангара и уничтожив пять «Амио 143» из эскадрильи GB II/34.

На авиабазу Дижон-Лонгвик (Dijon-Longvic) гитлеровцы совершили первый налет в 5.00, повредив здание летной школы, казарму и несколько складов, а в 15.00 девятка «Хейнкелей» из эскадры «Эдельвейс» нанесла повторный визит и разрушила два ангара, в одном из которых получили фатальные повреждения два MS 406 из истребительной эскадрильи GC III/3. Осколками бомб убило пять человек, в том числе начальника авиабазы полковника Ламонта.

Не избежали урона и англичане. В Метце (Metz) были повреждены два бомбардировщика «Бленхейм» Mk IV из 53-го скуадрона британских ВВС, один из которых при отступлении остался на аэродроме. Та же судьба постигла два легких бомбардировщика Фэйри «Бэттл» из 142-го скуадрона. После налета, проведенного в 4.40 на аэродром Берри-о-Бак (Berry-au-Bac), их признали ремонтопригодными, но 16 мая бросили при отходе.

В 615-м истребительном скуадроне на аэродроме ле Туке (le Touquet) немецкие бомбы в 5.00 повредили три «Харрикейна», но их удалось восстановить. Наконец, в 5.35 на аэродроме Мурмелон-ле-Гранд (Mourmelon-le-Grand) бомбами, сброшенными с Do 17, были уничтожены четыре «Бэттла» из 88-го скуадрона.

Таким образом, немецкий удар по французским аэродромам обошелся союзникам как минимум в 69 самолетов, потерянных безвозвратно (из них 68 боевых). Еще, по меньшей мере, 34 французские и четыре английские машины временно вышли из строя.

Легко заметить, что только на восемнадцати из 45 атакованных аэродромов немцам удалось нанести противнику потери в авиатехнике. Однако это вовсе не означает, что все остальные налеты прошли впустую. Ведь бомбы разрушали не только самолеты, но и аэродромную инфраструктуру, а также взлетные полосы и рулежные дорожки, делая их непригодными для использования.

И в этом немцы, очевидно, весьма преуспели, поскольку 10 мая ни один французский бомбардировщик так и не поднялся в воздух. Хотя потери в бомбардировочных эскадрильях ВВС Франции оказались весьма незначительными, все их самолеты целый световой день провели на земле, не оказав никакого противодействия вторгшимся в Бельгию и Голландию дивизиям Вермахта. Вполне вероятно, это было вызвано тем, что на аэродромах французских бомбардировочных эскадр, подвергшихся налетам, спешно засыпали воронки, разбирали завалы и исправляли повреждения.

В первый день полномасштабной воздушной войны во французских ВВС действовали только истребители и разведчики. Справедливости ради надо упомянуть, что английские бомбардировщики в этот день совершали боевые вылеты, но из-за их малочисленности никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.

В дополнение к сказанному стоит отметить, что французы, согласно их собственным данным, потеряли 10 мая в воздушных боях 19, а англичане – 20 самолетов, причем у французов все потери приходятся на истребители, а у англичан большинство – на бомбардировщики, сбитые над Голландией.

На заставке — бомбардировщики Do 17Z, сыгравшие важную роль в разгроме французских авиабаз 10 мая 1940 года.


Некоторые немецкие бомбардировщики, как этот "Дорнье" в мае 1940-го были оснащены подвижными 20-мм автоматическими пушками MGFF для стрельбы по наземным целям с бреющего полета.

hardbomb01.jpgАтака французского аэродрома немецкими самолетами. На земле горит разведчик "Мюро 117", левее и выше можно различить силуэт летящего на малой высоте бомбардировщика Do 17Z.

dijon airbase.jpg
Разрушенный ангар на авиабазе Дижон-Лонгвик. На переднем плане останки двухмоторного многцелевого самолета "Потэз 63.11".

pot594dentree1.jpgЕще один уничтоженный "Потэз" с бортовым номером 594.

197594web3.jpgТа же машина с другой стороны. На переднем плане — непонятно чей мотор, а сзади — хвост уничтоженного бомбардировщика "Блок" МВ-200 или МВ-210. Надпись на стене ангара "Не курить!" уже не актуальна.

potez-63.jpg
Немцы возле "Потэза", уничтоженного бомбой на летном поле. Справа виден "Мессершмитт".

397390579_1879459995801755_7502974431650629978_n.jpg.f196e5a736f4353e9c7f6c99a9509244.jpgПоврежденный и брошенный на аэродроме французский истребитель MS 406 на фоне ангара, в крыше которого видна пробоина от бомбы небольшого калибра. Судя по "шаховнице" на фюзеляже, этот истребитель принадлежал польской эскадрилье французских ВВС.

мец-фрескати.jpg
Аэродром Метц-Фрескати после бомбардировки. На переднем плане полностью разрушенный и "сложившийся" ангар, а за ним — капитальный, получивший прямое попадание авиабомбы.

_casse_avion.jpgА от этого ангара и стоявших в нем самолетов вообще мало что осталось.

French-Airforce-Morane-Saulnier-MS-406-destroyed-whilst-grounded-France-May-Jun-1940-ebay-01.jpg
Поврежденный и брошенный на аэродроме истребитель MS 406.

le-burget.jpg
Изрытая бомбами железобетонная взлетно-посадочная полоса парижского аэропорта Ле-Бурже. На заднем плане видно здание аэровокзала и диспетчерская вышка.

Fairey-Battle-I-RAF-88Sqn-RHE-L5462-abandoned-airframe-Battle-of-France-ebay-01.jpg
Английские легкие бомбардировщики "Бэттл" из 88-го скуадрона RAF, поврежденные при налете на аэродром Берри-о-Бак и брошенные 16 мая при эвакуации.

French-lead.jpg
"Мессершмитт" садится на аэродром, заваленный обломками сгоревших английских и французских самолетов.
11