Если многочисленную французскую ударную авиацию немцам удалось нейтрализовать лишь на сутки, то бельгийским и голландским ВВС досталось гораздо сильнее. Из-за небольших размеров этих стран, у них, в отличие от французов, не было возможности оттянуть часть своих самолетов подальше от границ, чтобы обезопасить от авиаударов. Вся их территория находилась в зоне действия немецких истребителей и бомбардировщиков. По той же причине бельгийцы и голландцы имели гораздо меньше возможностей для аэродромного маневра.
Над Бельгией, как и над Францией, самолеты с крестами и бомбами появились на рассвете. В 4.32 бомбардировщики Do 17 «проутюжили» авиабазу Шаффен (Shaffen), уничтожив девять «Харрикейнов» из истребительной эскадрильи 2/I/2 (после чего в ней остались всего две машины), семь «Фоксов» из разведывательной эскадрильи 7/III/3 и «Гладиатор» из эскадрильи 1/I/2. Другой «Гладиатор» пытался взлететь под огнем, но из-за лопнувшей на разбеге покрышки съехал с ВПП, врезался в горящий «Харрикейн» и взорвался.
В 4.50 «Дорнье» отбомбились над аэродромом Неерхеспен (Neerhespen), превратив в металлолом четыре двухместных истребителя «Фокс» из эскадрильи I/3 и повредив еще 14, которые были добиты через 10 минут при штурмовке аэродрома «Мессершмиттами».
Шесть «Фоксов» из той же эскадрильи стояли в ангаре на столичной авиабазе Брюссель-Эвер (Brusseles-Evere). В 5.15 этот ангар рухнул от взрыва бомбы, сброшенной с Не 111, похоронив под обломками все находившиеся в нем машины. В других разрушенных ангарах были серьезно повреждены три «Бэттла» из бомбардировочной эскадрильи 5/III/3, разведчик «Ренар» R-31 из эскадрильи 11/VI/1, прототип двухмоторного бомбардировщика LACAB GR 8, несколько связных, учебных и учебно-боевых машин разных типов. Все их пришлось бросить 13 мая при экстренной эвакуации.
В 5.30 настал черед аэродрома Нивель (Nivelles), который «навестили» пикировщики Ju 87. Здесь история повторилась – бомбы обрушили ангары, а под их руинами остались два «Фокса» и шесть истребителей «Файрфлай» из эскадрильи 5/III/2, а также четыре «Файрфлая» и три «Фиата» СR-42 из эскадрильи 3/II/2.
В 6.30 «Хейнкели» на аэродроме Кнокке-Зют (Knokke-Zoute) разбомбили два «Фокса», четыре «Файрфлая» и связной «Моран-Солнье» MS-236 из эскадрильи 6/III/2, а заодно и пять разнотипных гражданских самолетов.
Эскадрилью 3/II/2, успевшую до первого налета перегнать большинство своих «Фиатов» из Нивеля а «площадку №22» у Брюстема, немцы добили во второй половине дня. В 14.15 над ее аэродромом пролетел германский разведчик, через 25 минут в небе появились «Юнкерсы», а еще через несколько минут 14 из 15 истребителей, стоявших на «площадке №22» превратились в горящие обломки.
К сказанному можно добавить два «Ренара» из эскадрильи 11/VI/1, уничтоженные при налете на аэродром Бирсет (Bierset), два «Бэттла» из 5/III/3, в 5.45 разбитые бомбами «Хейнкелей» в Бельзеле (Belsele) и 42 различные машины, принадлежавшие 2-й, 4-й, 5-й и 6-й учебным эскадрильям и также ставшие жертвами бомбардировок.
В целом же бельгийцы в первый день войны потеряли на земле 86 боевых самолетов, не считая связных и учебных, что составляло более половины довоенной численности строевых частей бельгийских ВВС. А с учетом еще 10 самолетов, сбитых в воздушных боях, зенитным огнем или разбитых в авариях, можно сказать, что бельгийская авиация получила нокаутирующий удар.
После этого ее сил хватило только на один групповой боевой вылет 11 мая, в ходе которого девять уцелевших «Бэттлов» под прикрытием шестерки «Гладиаторов» безуспешно пытались разбомбить захваченные немцами мосты через канал Альберта. Обратно вернулись всего три бомбардировщика и один истребитель... А Люфтваффе тем временем снова «прошлись метлой» по бельгийским аэродромам, уничтожив еще 30 машин, в результате чего к вечеру второго дня войны бельгийские ВВС фактически перестали существовать.
В Нидерландах события развивались по иному сценарию, поскольку четыре из девяти аэродромов базирования голландской боевой авиации немцы планировали не разбомбить, а захватить воздушными десантами. Им было важно сохранить в неприкосновенности их взлетные полосы для обеспечения посадки транспортных самолетов, а потому бомбардировкам в подвергалась только окрестная территория, выявленные позиции ПВО и казармы частей охраны. Сами аэродромы и стоянки самолетов атаковали истребители, которые нанесли голландцам относительно небольшой урон на земле, но зато «отыгрались» на тех, кто отважился подняться в воздух.
Так, на аэродроме Ипенбург (Ypenburg) был уничтожен истребитель «Фоккер» D-XXI из эскадрильи 1-V-2 и одномоторный легкий бомбардировщик «Дуглас» DB-8A из эскадрильи 3-V-2. Еще 11 таких машин успели взлететь и даже пытались вступить в бой, но девять из них были сбиты «Мессершмиттами», а остальные две сели для дозаправки на аэродроме Окенбург (Ockenburg), где уже стоял прилетевший из Ипенбурга «Фоккер» D-XXI.
Еще там стояли без горючего, боеприпасов и экипажей пять «Дугласов» DB-8A, предназначенные для эскадрильи 3-V-2, а вот бензина в Окенбурге не оказалось. Через некоторое время в небе появились Bf 110 и расстреляли все самолеты на летном поле, а еще через несколько минут на Окенбург посыпались парашютисты.
При высадке немецкого десанта в Ипенбурге были уничтожены два разведчика «Фоккер» С-V, а на захваченном десантниками аэродроме Ваальхафен (Waalhaven) немцам достались пять новых двухмоторных истребителей «Фоккер» G-I и пять вспомогательных машин разных типов, в том числе купленный незадолго до войны в Германии Фокке-Вульф FW 58 «Штоссер». На недостроенном аэродроме Фалькенбург, также захваченном десантом Люфтваффе, самолетов не было.
Иная картина наблюдалась на тех голландских авиабазах, которые немцы «обработали» с воздуха по полной программе. На аэродроме Берген (Bergen) размещалась эскадрилья 4-II-1, оснащенная «Фоккерами» G-I. Истребители стояли в ангарах и на небольших бетонных площадках перед ангарами. Их не рассредоточили из опасения, что тяжелые машины увязнут в мягком грунте.
Результат не замедлил сказаться: при налете «Хейнкелей» в 5.20 утра 12 из 14 самолетов эскадрильи были уничтожены, либо серьезно повреждены и больше никогда не поднимались в воздух. Там же, в одном из ангаров сгорели три легких бомбардировщика «Фоккер» С-Х и разведчик «Фоккер» С-V из эскадрильи 1-I-1.
Один из крупнейших в Европе амстердамский аэродром Скипхол (Sсhiphol), который одновременно использовался как гражданский аэропорт, немцы превратили в форменный ад. В 5.20 его атаковали до 30 бомбардировщиков Не 111 и Ju 88 под прикрытием 20 Bf 109E. Их задачей было не только уничтожение базирующихся в Скипхоле самолетов, но и устранение возможности его использования голландскими, английскими и французскими ВВС.
ПВО «прозевала» начало налета, и пилотам девяти «Фоккеров» D-XXI из эскадрильи 2-II-1 пришлось бежать к своим машинам уже под грохот взрывов. Тем не менее, всем им удалось взлететь и вступить в бой. Также сумели подняться в воздух и улететь на аэродром Де Коой (De Kooy) восемь двухмоторных бомбардировщиков «Фоккер» Т-V из эскадрильи 2-I-1, но по пути два из них были сбиты.
Четыре такие машины сгорели в ангаре, а еще одна не смогла взлететь из-за поврежденной осколками гидросистемы и впоследствии была захвачена немцами. Кроме того были уничтожены прототипы бомбардировщика «Фоккер» Т-IX и оригинального двухбалочного истребителя с тянущим и толкающим винтами «Фоккер» D-XXIII.
Серьезно пострадал гражданский воздушный флот Нидерландов, лишившийся 19 самолетов, в том числе пяти «Дугласов» DC-2, четырех DC-3, трех «Фоккеров» F-VII, четырех «Кольховенов» FK-43, одного "Кольховена" FK-48, одного «Де-Хэвилленда» DH-82 и уникального пассажирского лайнера-биплана Веркспоор «Джумбо».
От зажигательных бомб сгорели ангары и ремонтные цеха, взлетел на воздух склад боеприпасов, во многих местах были повреждены взлетные полосы. Одним словом, с задачей, по крайней мере, на время привести аэродром в негодность немцы справились. В течение следующих двух дней ни один самолет из Скипхола не вылетал.
Аэродром Де Коой «Мессершмитты» штурмовали трижды: в 7.50, в 8.40 и в 12.00. В первом налете им удалось повредить семь «Фоккеров» D-XXI из эскадрильи 1-II-1. Во втором те же самолеты получили дополнительные повреждения, наконец, в третьем три из них были уничтожены, а вместе с ними разведчик «Фоккер» С-IX.
Остальные истребители голландцы восстановили и на следующий день перегнали на аэродром Бюйкслоот (Buiksloot). В ходе этих же налетов немцы вывели из строя «Фоккер» Т-V, только что прилетевший из Скипхола, 15 «Кольховенов» FK-51 и 15 учебных «Фоккеров» S-IX. Все они были списаны.На аэродроме разведэскадрильи IV-2 Гильзе-Рийн (Gilze-Rijn) немцы в 5.20 разбомбили два «Фоккера» C-V и два «Кольховена» FK-51.
Еще два неисправных «Фоккера» и «Кольховен» сожгли сами голландцы, когда в 10.00 им пришлось под угрозой высадившегося неподалеку вражеского десанта срочно эвакуироваться в Хаамстеде. В завершение «голландского пейзажа» отметим, что в 9.55 на гидроаэродроме Де Мок (De Mok) жертвами очередного налета стали 12 поплавковых гидропланов «Фоккер» С-VIIW.
В целом же на голландских аэродромах было уничтожено либо фатально повреждено 115 самолетов, из них 62 боевых, то есть примерно треть предвоенного боевого состава нидерландских ВВС. В отличие от бельгийцев, голландские летчики очень активно противостояли Люфтваффе, но за это им пришлось дорого заплатить: в воздушных боях и от зенитного огня они потеряли за день 33 машины (не считая поврежденных), что увеличило потери голландских ВВС до половины их довоенного состава.
Общий итог потерь авиации союзников за первый день «блицкрига» можно представить в виде таблицы
Безвозвратные боевые потери авиации союзников 10 мая 1940 года
(в скобках – с учетом вспомогательных, учебных и гражданских машин)
На земле* От зенитного огня В воздушных боях Всего
Франция 68 (69) 1 19 88 (89)
Великобритания 7 25 20 52
Бельгия 86 (133) 3 4 93 (140)
Нидерланды 62 (115) 1 33 96 (149)
ИТОГО 223 (324) 30 76 329 (430)
* С учетом самолетов, брошенных на аэродромах из-за повреждений, полученных в ходе воздушных налетов.
Посмотрим теперь, какой ценой был достигнут этот успех. Согласно сводке 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе за 10 мая, германские боевые потери военных самолетов за этот день выглядели следующим образом:
Сбито в воздушных боях:
– французскими самолетами: 2 Bf 109E, 12 Do17, 9 He111, 1 Hs126;
– английскими самолетами: 1 Bf 109E, 10 He 111, 5 Do 17, 1 Do18;
– голландскими самолетами: 3 Bf 109E, 12 Do 17, 9 He 111;
– бельгийскими самолетами: 1 Do 17, 2 He 111;
Итого 68.
Сбито зенитной артиллерией:
– над Францией: 1 Bf 109E, 1 Do17, 6 He 111, 2 Ju 88;
– над Голландией: 5 He 111, 1 Ju 88, 4 He 59;
– над Бельгией: 1 Ju 88, 7 Ju 87;
Итого 28.
Не вернулись с боевого задания (причины неизвестны): 2 Bf 109E, 3 Do17, 1 Do215, 4 Не 115, 3 Ju 87, 1 Hs 126, всего 14. Таким образом, даже если считать, что все пропавшие без вести машины сбиты противником, суммарные потери составят 110 самолетов.
Итог безвозвратных боевых потерь – 101 самолет, то есть даже меньше, чем в сводке. Объяснение простое – некоторые машины, которые в этой сводке числятся сбитыми, на самом деле разбились в катастрофах. Например, из 10 погибших Ju 87 только три или четыре на счету бельгийской ПВО, а остальные потеряны из-за ошибок пилотирования (столкновение в воздухе и опоздания с выводом из пикирования). Еще 43 самолета получили различные боевые повреждения, но были отремонтированы.
Итак, безвозвратные боевые потери истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации Люфтваффе находились в пределах 100-110 самолетов, то есть в три раза меньше боевых потерь авиации союзников.
Однако, помимо этого и согласно уже упоминавшейся сводке 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, немцы в первый день блицкрига потеряли безвозвратно в ходе десантной операции на территории Нидерландов аж 125 транспортных «Юнкерсов» Ju 52.
Из них: один сбит истребителем (указан «Потез 63», но очевидно, это был голландский «Фоккер» G-I, поскольку 10 мая французы над Нидерландами не летали), 28 сбито голландской зенитной артиллерией, 37 разбились при посадке, а 59 — уничтожены после приземления в ходе наземных боев, артобстрелов и налетов голландских и английских бомбардировщиков.
Столь большое количество разбитых при посадке транспортников объясняется тем, что аэродромы, предназначенные для десантирования, почти сразу оказались загромождены поврежденными «Юнкерсами», не способными взлететь. Поэтому остальным приходилось садиться на любых мало-мальски подходящих окрестных площадках – пляжах, пастбищах, огородах и прямых участках дорог. При этом они зачастую налетали на препятствия, сталкивались друг с другом или сносили шасси, увязая в рыхлой почве.
С учетом этих, прямо скажем, немалых потерь, общий итог составлял 235 самолетов (110 боевых + 125 транспортных).
Впрочем, эффективность действий авиации на войне определяется не только и не столько соотношением потерь, сколько степенью выполнения ею поставленных задач. С этой точки зрения картина получается гораздо более однозначной. Немцы почти полностью «аннигилировали» бельгийские и голландские ВВС (завершив эту работу на следующий день), а наиболее многочисленную на ТВД французскую авиацию заставили на сутки уйти в глухую оборону.
Как уже говорилось, 10 мая ни один французский и бельгийский бомбардировщик так и не поднялся в воздух, а голландские бомбовозы совершили всего несколько боевых вылетов, причем атаковали они голландские аэродромы, только что захваченные немецкими десантниками. Это составляет разительный контраст с очень активными, хотя и далеко не всегда успешными действиями советской ударной авиации в первый день Великой Отечественной войны.

Бельгийские "Фиаты", сожженные на аэродромах.


Немцы возле обгорелых "скелетов" бельгийских разведчиков "Фокс" и истребителей "Харрикейн" на авиабазе Шаффен.

Уничтоженный в ангаре прототип бомбардировщика LACAB GR8.

Поврежденный на аэродроме голландский истребитель "Фоккер" D-XXI и разукомплектованный пикировщик американского производства "Дуглас" DB-8A, доставшиеся немцам в качестве трофеев.

Голландский легкий бомбардировщик "Фоккер" C-V, поврежденный при штурмовке аэродрома и захваченный немцами.

"Дуглас" DB-8A, доставшийся немцам на месте вынужденной посадки.


Голландский "летающий слон" Веркспоор "Джумбо". Этот уникальный пассажирский самолет, построенный в одном экземпляре, погиб при бомбардировке аэропорта Скипхол.

Изрешеченный осколками военно-транспортный "Юнкерс" Ju-52, севший в поле. Вряд ли эта машина будет восстановлена.


"Юнкерс", сбитый в районе Гааги.

Горящие "Юнкерсы" на голландском аэродроме Ипенбург.

Голландский истребитель "Фоккер" D-XXI, уничтоженный на аэродроме Ипенбург.
Французский истребитель "Моран-Солнье" MS 406, уничтоженный при бомбардировке ажродрома Витри-ле-Франсуа.
Бельгийский истребитель "Харрикейн", уничтоженный при штурмовке аэродрома Шаффен.
Германский военно-транспортный "Юнкерс" Ju-52, разбившийся при высадке десанта на аэродрооме Ваальхафен.