Ровно 90 лет тому назад и ровно за 10 лет до капитуляции нацистской Германии, а именно 8 мая 1935 года, впервые взлетел прототип ударного самолета "Хеншель-123" — одной из самых уникальных боевых машин времен Второй мировой войны.
Однако знают о ней немногие, поскольку она оказалась в тени гораздо более массовых и разрекламированных коллег и противников. "Хеншель-123" (сокращенно — Hs-123) создавался как легкий одноместный штурмовик и пикирующий бомбардировщик, способный нести 450 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах.
Благодаря прочной цельнометаллической конструкции он мог пикировать под углом более 80 градусов. Правда, бомбовой трапеции на нем не было, поэтому на пикировании он мог сбрасывать бомбы только с крыльевых держателей, а под фюзеляжем обычно вешали дополнительный бензобак, повышавший дальность полета с двумя центнерами бомб с 480 до 860 км.
Стрелковое вооружение для штурмовика было довольно слабым: всего два синхронных пулемета винтовочного калибра. При этом важным достоинством машины считалось наличие радиосвязи, позволявшее пилотам работать по наводке с земли и координировать свои действия.
880-сильный мотор обеспечивал неплохие летные характеристики: скорость — 340 км/ч, скрорподъемность — 15 м/с, потолок — 9000 м. Однако прогресс авиации шел очень быстро и уже к концу 1930-х годов такие данные выглядели откровенно слабо, да и бипланная схема воспринималась как замшелый анахронизм. Поэтому как только в Германии начался массовый выпуск более современных пикировщиков "Юнкерс" Ju-87 биплан Хеншеля сочли морально устаревшим и уже осенью 1938 года сняли с производства.
Всего было построено 229 серийных экземпляров Нs-123, то есть, совсем немного, даже по довоенным меркам. 14 из них продали китайцам, еще 16 — отправили в Испанию в составе легиона "Кондор", воевавшего на стороне франкистских мятежников. Там они и остались.
Таким образом, строевым частям Люфтваффе досталось менее 200 машин. Весной 1940 года, накануне гитлеровского блицкрига, большинство "Хеншелей" было выведено из боевого состава и разбросано по летным школам. Лишь одну штурмовую авиагруппу II.Schl/LG.2, состоявшую из 45 самолетов, вооружили этим "старьем". А дальше началось самое удивительное.
Во время французской кампании Нs-123 продемонстрировал потрясающую боевую эффективность даже на фоне гораздо более новых скоростных бомбардировщиков. Его медлительность стала не минусом, а плюсом, позволяя пилотам тщательнее прицеливаться и с ювелирной точностью сбрасывать бомбы.
При этом небольшие размеры машины в сочетании с высокой маневренностью и очень прочной, выносливой конструкцией (недаром фирма "Хеншель" ранее специализировалась на паровозах!) делали Нs-123 исключительно сложной мишенью как для зениток, так и для истребителей. Несмотря на полное отсутствие брони, потери "Хеншелей" как в абсолютном, так и в процентном отношении оказались самыми низкими из всех типов немецких боевых самолетов. В это сложно поверить, но это факт!
В 1941 году "Хеншели" не менее успешно воевали в Югославии и Греции, но их "звездным часом" стала советско-германская война. По состоянию на 22 июня 1941 года в II.Schl/LG.2 оставалось всего-навсего 22 Hs-123, но они очень интенсивно воевали сперва на северном участке фронта, дойдя до Ленинграда, а потом — участвовали в битве за Москву.
За свою боевую работу самолет получил столь высокую оценку командования наземных войск, что весной 1942 года в Германии срочно собрали и отправили на фронт все "Хеншели", имевшиеся в летных школах.
Боле того, на свалках металлолома были найдены списанные машины, которые еще не успели отправить в переплавку. После восстановления их тоже бросили в бой. Благодаря этому количество "Хеншелей" на советско-германском фронте удалось довести до 50 штук и за счет ремонта поддерживать на этом уровне в течение долгого времени.
Hs-123 воевали под Сталинградом и на Курской дуге. Причем даже в условиях абсолютного численного превосходства советской авиации немцы применяли их как дневные штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Похоже, что наших истребителей они совсем не опасались.
В 1943 году командующий 4-м Воздушным флотом генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтхофен обратился к фирме "Хеншель" с официальной просьбой возобновить производство Hs-123, которые были нужны Люфтваффе "как воздух, как хлеб". Ну, или примерно так. Но фирма с сожалением ответила, что оснастка для их выпуска давно уничтожена, а производственные мощности полностью загружены изготовлением иной военной продукции.
В некоторых источниках сказано, что часть "Хеншелей" во фронтовых мастерских переоборудовали в "чистые" штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF. Это позволяло Hs-123 успешно бороться даже с броневиками, бронепоездами и легкими танками. Но мне не удалось выяснить, сколько "Хеншелей" подверглось подобной переделке и ни одной фотографии такого самолета я не нашел.
Последним эпизодом боевого применения Hs-123 в качестве дневного ударного самолета стали бои в Северной Таврии и в Крыму весной 1944 года. Затем провоевавшие более пяти лет и вконец изношенные машины переклассифицировали в ночные бомбардировщики. В этом качестве "Хеншели" применялись до последней военной зимы, когда из-за нехватки бензина их окончательно поставили "на прикол".
Какой же из этой истории следует вывод? К сожалению, безрадостный, причем не только для немцев, которые похерили производство "Хеншелей", а потом искали их на помойках, но и для нас. Ведь, у нас была и успешно прошла испытания аналогичная машина, причем — гораздо более совершенная, чем Hs-123. Но наше мудрое руководство на нее забило болт, предпочтя ей "черную смерть". Однако я, пожалуй, воздержусь от комментариев.
На заставке Hs-123 во время войны в Испании. Там они за полтора года совершили сотни боевых вылетов, а республиканцам удалось сбить всего два таких самолета.

Компоновочная схема Hs-123. Рядом — подвесной бензобак и две 50-килограммовые бомбы.

Вверху: Hs-123 с послевоенными опознавательными знаками испанских ВВС. В этой стране "Хеншели" состояли на вооружении до 1954 года.
Внизу: Hs-123 из состава авиагруппы II.Schl/LG.2, воевавшей в 1941-44 годах на советско-германском фронте.

Прототип Hs-123 на испытаниях. Трехлопастный винт впоследствии заменили двухлопастным.

Подготовка Hs-123 к боевому вылету зимой 1942-43 годов. Обтекатели шасси на полевых аэродромах советско-германского фронта обычно снимали, чтобы они не забивались грязью или травой.

Hs-123 с подвесным баком.

Подбитый Hs-123, совершивший вынужденную посадку на своей территории. Обратите внимание, что у самолета оторвана (очевидно - снарядом) законцовка верхнего крыла и видна пробоина от крупнокалиберной пули в задней стенке кабины. Судя по всему, пилоту крупно повезло, так как эта пуля прошла в нескольких сантиметрах от его головы.