«Собственные средствия» в Пустозёрском уезде Архангелогородской губернии

«Собственные средствия» в Пустозёрском уезде Архангелогородской губернии
Народное невежество довольно прочно свило свое гнездо среди Пустозерского населения..




Всюду наблюдается одно и то же явление: предпочтение старому и открещивание от всего того, что противоречит с заведенными «дедами» порядками.

11

«Так, дескать, жили старики, а нам изменять стариковских порядков не стоит и трудиться.»

Для них только то хорошо, что хорошо было в глазах дедов.

17

Всякое справедливое замечание о непригодности дедовских традиций разбивается о всосавшееся в крестьян невежество, а как оно велико, говорит следующее.

В соседнем селе заболел крестьянин. Наши мужички, не мудрствуя лукаво, решили прибегнуть к дедовским приемам лечения. На сцену является хранитель стариковских преданий в образе «кумушки», привезенной из другой деревни... Практикуются кровопускание и прижигание, а о пришептывающих, приплевывающих, заговаривающих особах и говорить нечего...

Способ прижигания довольно оригинален. В данном случае больной уподобляется индийскому брамину. Обыкновенно больным берется сырая древесная кора, которая кладется на здоровую часть тела, поближе к больному месту. Кора раскаленным до красноты железом прижигается до тех пор, пока мясо под ней не начнет запекаться. На языке пустозер это значит «оттягивать боль».

14

У многих результаты такого «оттягивания» выражаются в шрамах на щеках, послуживших для оттягивания зубной боли.

© Архангельск. 1909. № 258.


Фото © Музейное объединение НАО
7