О пяти упущенных возможностях… Кого теперь винить?



Секрет Полишинеля в том, что корни «украинского кризиса» уходят в события, начавшиеся задолго до того, как однажды в феврале «ровно в четыре часа…». Более того, ни #Крымнаш, ни Майдан не были собственно отправными точками. Поскольку тоже являлись следствием решений, принятых ещё раньше.

Логичный вопрос: когда?

И что это были за решения?

За два года до Майдана #Украина — при «пророссийском»-то Викторе Януковиче! — резво взяла курс на «евроинтеграцию», начав ускоренно готовить соглашение об ассоциации с #ЕС. А #власти Евросоюза увидели в этом прекрасную возможность получить «бэкдор» на российский рынок. Ведь Украина, формально не состоя в СНГ, пользовалась всеми преференциями Содружества во взаимной торговле. И значит, можно было, навесив на европейские товары украинский «шильдик», продавать их в РФ, экономя на пошлинах и сборах.

Разумеется, увидели это и в России. Тогдашний российский президент Владимир #Путин, вопреки расхожим стереотипам, не был «против» евроассоциации Украины. Он настаивал лишь на том, чтобы в соглашениях с Европой были механизмы, закрывавшие эту лазейку. Но и Киев, и Брюссель его послали на…

И это — первая из упущенных возможностей предотвратить весь ход последующих событий. Если бы Украина, Евросоюз и РФ обсудили тогда возникший конфликт интересов и нашли бы компромисс, не возникли бы ни Майдан в Киеве, ни «конституционный кризис», ни прочие прелести госпереворота 2014 года.

Но случилось иначе. #ЕС отказался учитывать законные интересы России, и тогда Москва доходчиво объяснила Виктору Януковичу, насколько он не прав. В том числе используя «проверенные временем аргументы». Евроассоциация была приостановлена, и это вызвало ярость у прозападных украинских активистов, устроивших при поддержке из Европы и #США очередной Майдан.

Вторая возможность — силовой разгон Майдана в конце 2013 года, когда протест ещё не успел набрать размах. Теоретически, Виктор Янукович мог бы отдать приказ о зачистке Майдана и аресте наиболее заметных радикалов. Он получил бы на Западе клеймо «диктатора» и, возможно, потерял бы какое-то количество денег в зарубежных банках. Зато конфликт был бы удушен в зародыше, многие тысячи жизней оказались бы спасены, и мы сейчас жили бы в совсем другом мире. Но «пророссийский» президент Украины до последнего старался усидеть на двух стульях.

Третий шанс — Соглашения 21 февраля 2014 года. Если бы Франция, Германия и Польша, выступившие в качестве гарантов «сделки» между властью и оппозицией резко отреагировали бы на захват радикалами Верховной Рады и Администрации Президента, вынудили бы оппозицию отмежеваться от «самообороны Майдана» и поддержали бы действия правоохранительных органов по её разгрому, госпереворот удалось бы предотвратить. И тогда осенью 2014 г. Украина избрала бы нового президента, не познала бы ни утраты территорий, ни гражданской войны, а десятки тысяч жизней были бы спасены. Кстати, #Крым остался бы украинским. Но Франция, Германия и Польша предпочли отомстить Януковичу за срыв евроинтеграции.

Четвёртый — в ответ на государственный переворот в Киеве #Россия могла бы по просьбе Виктора Януковича ввести войска «для помощи в поддержании конституционного порядка». Это, наверное, вызвало бы какие-то санкции от ЕС и #США. Возможно, произошли бы кое-где вооружённые столкновения, и Украина, что не исключено разделилась бы на две неравные части — Запад и Восток. Но далее наверняка пошли бы переговоры о нормализации, Крым и Донбасс остались бы украинскими, пусть и с выросшими правами в части самоуправления, а десятки тысяч жизней опять таки были бы спасены. Но в Кремле побоялись действовать столь радикально, а сбежавший Виктор Янукович имитировал инфаркт и отказался подписывать соответствующее обращение к Москве. В итоге всё ограничилось «только Крымом», где местные власти не вылезали со Старой площади, уговаривая помочь историческому воссоединению. И «уговорили».

Пятый — в 2015 году #ЕС, Франция и Германия заставили бы Киев выполнить Минские соглашения. Да, была бы «федерализация» Украины, и в Раде появились бы разного рода захарченки, а русский язык стал бы вторым государственным. Но ДНР и ЛНР в конечном счёте остались бы украинскими регионами в статусе автономных республик, а «Крымский вопрос» перешёл бы в разряд многолетней политической дискуссии, в чём-то подобной «возвращению Южных Курил» Японии. Однако, как выяснилось впоследствии, Берлин и Париж уже тогда начали двойную игру, готовя Украину к предстоящему военному конфликту с Россией в попытке взять реванш…

История не терпит сослагательного наклонения, но всё же… Столько развилок было на стороне Европы!

Отчего же на европейских политиков тогда напала такая ужасная политическая слепота?

5