История, как известно, изобилует зловещими совпадениями, о чем я писал уже не раз. И еще один пример: ровно за 20 лет до Чернобыльской трагедии, 26 апреля 1966 года, катастрофическое восьмибалльное землетрясение разрушило Ташкент — столицу Узбекской ССР и крупнейший город тогда еще советской Средней Азии с населением более миллиона человек.
Внезапный удар подземной стихии превратил в руины 236 административных зданий, свыше 700 магазинов, ресторанов и кафе, более 180 школ и детских садов, 36 театров, клубов и кинотеатров, а также — 245 промышленных предприятий. Более 300 тысяч жителей города (примерно 75 тысяч семей) лишились своих домов и квартир. Масштаб катастрофы был столь велик, что в Ташкент моментально примчался сам Брежнев с членами Политбюро, чтобы лично оценить степень разрушения города и объем средств, необходимых для его восстановления.
Казалось бы, количество жертв такогого катаклизма должно быть весьма значительным, а их скорбный счет должен идти на тысячи, если не на десятки тысяч. Но, о чудо из чудес! Согласно официальным советским данным, которые до сих пор фигурируют во всех справочниках и энциклопедиях, включая исключительно правдивую "Википедию", при жутком Ташкентском землетрясении погибло всего-навсего 8 (прописью — восемь) человек!
То есть, примерно один из 35 тысяч тех, чьи жилища превратились в руины. Думайте что хотите, но у меня это в голове не укладывается. Мало того, количество травмированных и обратившихся за медпомощью, согласно то же официальной советской статистике, составляло либо "до 150", либо — "до 200" человек. В разных источниках встречаются разные данные, но в любом случае они — меньше 0,05% от числа лишившихся жилья. Чем объясняется разброс цифр, мне неведомо но, скорее всего, — тем, что их просто малевали "от балды".
В общем, здесь мы имеем интересный психологический феномен, когда патологическое большевицкое вранье в стиле "у нас всё замечательно!" наложилось на "традиционную азиатскую специфику" (то есть, — на еще более дикое вранье от страха перед ханским гневом). Ну, а результат получился просто фееричным.
На заставке — впечатляющий памятник жертвам Ташкентского землетрясения, воздвигнутый в 1976 году. Однако с ничтожным официальным количеством жертв этого землетнясения его брутальный пафос плохо сочетается. Возможно, авторы мемориала таким образом хотели намекнуть, что официальная статистика — далеко не соответствует действительности.
Далее — последствия катастрофы. Но, разумеется, никаких трупов и искалеченных на них нет. Цензура в СССР работала на совесть, гораздо лучше, чем многие другие государственные службы.

Разрушенная малоэтажная частная застройка в центре города.


Одна из разрушенных улиц.

Еще одна.

Добровольцы на разборке завалов и оптимистичный самодельный плакат.

На разборку руин мобилизовали солдат-срочников Туркестанского военного округа.

... и военно-инженерную технику: на фото — танк Т-34-85 с демонтированным орудием обрушивает аварийные постройки, подлежащие сносу.

Машина разграждения на базе САУ ИСУ-152.

Еще одно фото аварийно-спасательных работ.
Просмотрев эти снимки, вы все еще верите, что в Ташкентском землетрясении погибли всего 8 человек?