24 апреля 1918 года у французских деревень Каши и Виллер-Бретонн, к востоку от Амьена, произошел первый в истории танковый бой, точнее, два отдельных боя, в которых три немецких танка сразились с десятью английскими, подбив шесть из них и потеряв всего один. Столь плачевное для британцев соотношение потерь объяснялось тем, что все три немецких танка были вооружены пушками. а у англичан девять из десяти боевых машин имели чисто пулеметное вооружение.
Первый бой начался с того, что пара немецких танков A7V поддержала атаку пехоты на Виллер-Бретонн, но еще при выдвижении на исходный рубеж один из них наглухо застрял в овраге. Второй танк под командованием лейтенанта Билтца, носивший собственное имя "Никси", продолжил движение и вдруг наткнулся на три шедших ему навстречу английских танка Mk.IV, из которых лишь один (в английской терминологии "самец") нес в спонсонах два 57-миллиметровых орудия , а другие являлись "самками", то есть, имели только по четыре пулемета, бесполезных против немецкой танковой брони.
Для обеих сторон встреча была неожиданной, так как танкистов не предупредили, что на этом участке фронта имеются вражеские танки. Но немцы быстрее опомнились. Заметив, что у двух англичан имеются только маленькие пулеметные спонсоны, артиллеристы "Никси" состредоточили огонь на них.
Вскоре обе "самки" были подбиты и покинуты экпиажами, но уцелевший "самец" под командованием лейтенанта Митчелла вступил с "Никси" в огневую дуэль. Непрерывно маневрируя, чтобы сбивать врагу прицел, он за несколько минут всадил в "боша" три снаряда, проломивших броню и убивших троих членов экипажа, Еще двое немецких танкистов получили ранения. Видя, что дело приобретает скверный оборот, Билтц приказал отступать, но через 200 метров поврежденный мотор "Никси" заглох. Уцелевшие члены экипажа оставили машину, которая через некоторое время была захвачена англичанами.
Однако Митчелл недолго радовался успеху. Буквально через полторы-две минуты его танк подорвался на мине и тоже был брошен. Тем временем два других A7V лейтенантов Биттера и Мюллера атаковали Каши и тоже внезапно напоролись на английские танки, аж целых семь штук. Но немцам на радость это были легкие и чисто пулеметные "Уиппеты", не способные нанести им никакого вреда.
Дальнейший бой превратился в безнаказанное избиение англичан. Немцы уничтожили четыре "Уиппета", прежде чем три уцелевшие машины смогли удрать, воспользовавшись преимуществом в скорости. Таким образом, соотношение танковых потерь за день в районе Каши и Виллер-Бретонна составляло 7:1 в пользу Германии.
Однако для англичан такие потери были далеко не критичны, поскольку они уже имели в наличии более 500 танков, а заводы непрерывно "штамповали" новые броневые машины. Немцы же сумели сделать за время войны всего лишь 20 экземпляров A7V, поэтому буквально каждый танк для них был драгоценностью. а каждая потеря — невосполнимой.
На заставке "Никси" ведет бой с танком лейтенанта Митчелла. Акварельный рисунок Симона Радомского.

Немецкие танки движутся на фронт.

A7V в в виде трехмерной компьютерной модели.

A7V в стандартном немецком танковом камуфляже времен Первой мировой войны.

Mk.IV "самка" карабкается по склону.

Mk.IV "самец" в компьютерном исполнении.

"Самец" и "самка" в двухмерной графике.

Танк Mk.A "Уиппет" на фото.

Он же в боковой проекции.