Ровно 80 лет назад, 20 апреля 1945 года, впервые взлетел первый серийный экземпляр английского реактивного истребителя Де-Хэвилленд DH.100 "Вампир". Более полутора лет ушло на доводку и отладку этого самолета, чей прототип под названием "Спайдер Крэб" впервые поднялся в воздух еще 20 сентября 1943 года.
"Вампир" получил весьма широкую известность за пределами "мира социализма". Помимо Великобритании, этот самолет несколько десятков лет состоял на вооружении в более чем в 30 странах на всех континентах, а во Франции, в Италии, в Австралии, в Индии и в Швеции он выпускался по лицензии.
Можно сказать, что из всех реактивных истребителей первого поколения "Вампир", несмотря на свою экстравагантную двухбалочную аэродинамическую схему, оказался наиболее массовым и долгоживущим. Всего было построено почти 4500 таких машин в 12 модификациях, из них 3200 — в Великобритании, а остальные — в странах-лицензиарах. Последние английские "Вампиры" списали в 1967 году, но кое-где они прослужили гораздо дольше. Например, в Зимбабве и Доминикане — до середины 1980-х.
Однако, несмотря на столь широкое распространение, боевая биография "Вампира" оказалась довольно скудной. На Вторую мировую он не успел (хотя, мог бы, но англичане не торопились с запуском машины в серию), а подавляющее большинство послевоенных конфликтов прошло без его участия.
Ни одной воздушной победы за "кровосисями" не числится, если не считать конспирологическую и неподтвержденную версию, будто один из родезийских "Вампиров" сбил в сентябре 1961 года пассажирский самолет DC-6, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Объяснялась эта версия тем, что Родезия выступала против участия сил ООН в урегулировании вооруженного конфликта в соседней республике Конго, где родезийцы поддерживали одну из сторон.
Английские "Вампиры" применялись в качестве штурмовиков против национально-освободительных движений в колониальных войнах в Малайзии и Кении, а египетские (эта страна в 1949-53 годах приобрела более сотни машин данного типа) в 1955-56 годах несколько раз вступали в бои с израильскими "Метеорами". Однако все эти бои закончились либо безрезультатно, либо — в пользу евреев, которые претендуют на несколько сбитых египетских DH.100.
Во время операции "Мушкетер" англичане и французы разбомбили на аэродромах большинство египетских "Вампиров", а остальные вскоре были проданы Саудовской Аравии в связи с переходом египетских ВВС на советскую авиатехнику. На этом боевая карьера "Вампира", оказавшегося не слишком кровожадным, фактически завершилась, хотя его строевая служба продолжалась еще без малого три десятилетия.

Первый прототип "Вампира", получивший название "Спайдер Крэб". от которого вскоре отказались.

Компоновочная схема "Вампира", на которой хорошо видно его внутреннее устройство.

"Вампир" зажигает.

Первая серийная модификация "Вампир" F Mk.I.

Истребитель-бомбардировщик "Вампир" FB Mk.V новозеландских ВВС. Истребители этого типа после войны закупали едва ли не все бывшие английские колонии.

Норвежский "Вампир" FB Mk.V.

Французский "Вампир" FB Mk.51 (аналог FB Mk.V).

Финский "Вампир" той же модификации.

Английский "Вампир" F Mk.I из 247-го истребительного скуадрона, 1946 г.
Английский "Вампир" F Mk.III из 601-го истребителььного скуадрона "County of London", Мальта, 1952 г.
Французский лицензионный "Вампир", который выпускался под обозначением SE-535 "Мистраль". Эскадрилья 1/6, Марокко, 1957 г.
