Вегетарианский кровосос

Вегетарианский кровосос


Ровно 80 лет назад, 20 апреля 1945 года, впервые взлетел первый серийный экземпляр английского реактивного истребителя Де-Хэвилленд DH.100 "Вампир". Более полутора лет ушло на доводку и отладку этого самолета, чей прототип под названием "Спайдер Крэб" впервые поднялся в воздух еще 20 сентября 1943 года.

"Вампир" получил весьма широкую известность за пределами "мира социализма". Помимо Великобритании, этот самолет несколько десятков лет состоял на вооружении в более чем в 30 странах на всех континентах, а во Франции, в Италии, в Австралии, в Индии и в Швеции он выпускался по лицензии.

Можно сказать, что из всех реактивных истребителей первого поколения "Вампир", несмотря на свою экстравагантную двухбалочную аэродинамическую схему, оказался наиболее массовым и долгоживущим. Всего было построено почти 4500 таких машин в 12 модификациях, из них 3200 — в Великобритании, а остальные — в странах-лицензиарах. Последние английские "Вампиры" списали в 1967 году, но кое-где они прослужили гораздо дольше. Например, в Зимбабве и Доминикане — до середины 1980-х.

Однако, несмотря на столь широкое распространение, боевая биография "Вампира" оказалась довольно скудной. На Вторую мировую он не успел (хотя, мог бы, но англичане не торопились с запуском машины в серию), а подавляющее большинство послевоенных конфликтов прошло без его участия.

Ни одной воздушной победы за "кровосисями" не числится, если не считать конспирологическую и неподтвержденную версию, будто один из родезийских "Вампиров" сбил в сентябре 1961 года пассажирский самолет DC-6, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Объяснялась эта версия тем, что Родезия выступала против участия сил ООН в урегулировании вооруженного конфликта в соседней республике Конго, где родезийцы поддерживали одну из сторон.

Английские "Вампиры" применялись в качестве штурмовиков против национально-освободительных движений в колониальных войнах в Малайзии и Кении, а египетские (эта страна в 1949-53 годах приобрела более сотни машин данного типа) в 1955-56 годах несколько раз вступали в бои с израильскими "Метеорами". Однако все эти бои закончились либо безрезультатно, либо — в пользу евреев, которые претендуют на несколько сбитых египетских DH.100.

Во время операции "Мушкетер" англичане и французы разбомбили на аэродромах большинство египетских "Вампиров", а остальные вскоре были проданы Саудовской Аравии в связи с переходом египетских ВВС на советскую авиатехнику. На этом боевая карьера "Вампира", оказавшегося не слишком кровожадным, фактически завершилась, хотя его строевая служба продолжалась еще без малого три десятилетия.

3312213_original.jpg
Первый прототип "Вампира", получивший название "Спайдер Крэб". от которого вскоре отказались.
dh100-2.jpg
Компоновочная схема "Вампира", на которой хорошо видно его внутреннее устройство.

0961151.jpg
"Вампир" зажигает.

tumblr_my8807ZRaI1rp8mmoo1_1280.jpg
Первая серийная модификация "Вампир" F Mk.I.

0c882b88ac693c62ef48c17e04f85e0c.jpg
Истребитель-бомбардировщик "Вампир" FB Mk.V новозеландских ВВС. Истребители этого типа после войны закупали едва ли не все бывшие английские колонии.

00d958bbd82405476a39faef17c2fa69.jpg
Норвежский "Вампир" FB Mk.V.

FFA-Vampire-FB6.jpg
Французский "Вампир" FB Mk.51 (аналог FB Mk.V).

298000.jpg
Финский "Вампир" той же модификации.

DH100mk1.jpg

Английский "Вампир" F Mk.I из 247-го истребительного скуадрона, 1946 г.
Английский "Вампир" F Mk.III из 601-го истребителььного скуадрона "County of London", Мальта, 1952 г.
Французский лицензионный "Вампир", который выпускался под обозначением SE-535 "Мистраль". Эскадрилья 1/6, Марокко, 1957 г.

f79f8e4234ec.jpg Вверху — "Вампиры" F Mk.III канадских и норвежских ВВС, а внизу — двухместные "Вампиры Т.11 родезийских и иорданских ВВС.
3