Rolls-Royce Ленина: история уникального автомобиля на полугусеничном ходу
Краткое резюме
В собрании музея-заповедника «Горки Ленинские» хранится уникальный Rolls-Royce Silver Ghost на полугусеничном ходу, на котором ездил Владимир Ленин. Автомобиль был куплен для него в Англии в 1922 году и модифицирован на Путиловском заводе.
В собрании Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» хранится уникальный экспонат — единственный в мире автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак») на полугусеничном ходу. Эта машина примечательна не только своей конструкцией, но и тем, что на ней ездил Владимир Ильич Ленин.
Автомобиль был куплен для Ленина осенью 1922 года в Англии. Заказ сделала компания All Russian Cooperative Society Limited, которую учредила советская кооперативная делегация в Лондоне летом 1920 года. Возглавлял делегацию и компанию Леонид Красин, занимавший пост наркома внешней торговли. Эта схема позволила обойти экономические санкции, действовавшие против Советского Союза в то время.
После доставки из Англии в Петроград Rolls-Royce был направлен на Путиловский завод для модификаций. Среди внесённых изменений — установка печки, необходимой для суровых российских зим с температурой до −40 градусов Цельсия. После всех доработок автомобиль поступил в гараж первого лица государства.
Ленин использовал этот Rolls-Royce для зимних поездок из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья в последние годы своей жизни. Последний раз автомобиль использовался после смерти вождя: в ночь с 21 на 22 января 1924 года личный шофёр Ленина Степан Гиль доставил на нём мозг вождя из Горок в Москву в Институт мозга, а обратно машина вернулась с цинковым гробом.
Сейчас этот автомобиль находится в Горках. Rolls-Royce на полугусеничном ходу — действительно уникальная вещь, в отличие от более распространённых моделей Ford, Paccard и других марок того времени.
Автомобиль оснащён карбюраторным шестицилиндровым мотором мощностью 75 л. с., что для начала 1920-х годов было весьма впечатляющим показателем. Объём двигателя в 7428 куб. см также был рекордным для того времени. Максимальная скорость «по паспорту» составляла 60 км/ч, но поговаривают, что шофёр Ленина разгонял машину и до 80 км/ч благодаря «длинной» четырёхступенчатой механической КПП.
К сожалению, сейчас автомобиль не на ходу. Ранее его обслуживали специалисты завода ЗиЛ и механики «Гаража особого назначения» (ГОН), но с середины 2000-х годов «Роллс-Ройс» стоит без движения и требует обстоятельной ревизии и замены некоторых деталей.