Экспорт советских автомобилей: ГАЗ и «Москвич» в социалистические страны и за их пределы
Краткое резюме
Экспорт советских автомобилей, включая модели «Победа», начался в 1948 году со стран Скандинавии. В 1952 году ГАЗ-М20 («Победа») был завезён в США, вызвав интерес у местных журналистов, несмотря на политические и патентные сложности.
В Советском Союзе производили автомобиль ЗИС-110 представительского класса, однако он не считался экспортным товаром в полном смысле этого слова. Советские автомобили в первую очередь отправлялись в социалистические страны, которые остро нуждались в поддержке СССР. При этом в самом Советском Союзе ощущалась нехватка твёрдой западной валюты, и вопросы престижа также имели значение.
Экспорт советских моделей начался в 1948 году с поставок в Финляндию, где этим занималась компания Konela. В то время в Финляндии не было официальных дилеров, торгующих западными машинами, так как в стране было мало людей, способных приобрести новый иностранный автомобиль. Богатые финны могли привезти машину из Германии, а остальные покупали подержанные автомобили или дешёвые модели из социалистических стран, включая СССР.
Помимо Финляндии, советские машины начали поставлять в Швецию и другие скандинавские государства. Например, «Победы» — недорогие, но прочные автомобили — работали в такси.
В 1952 году с «Победой» произошла необычная история, которая обросла легендами. Американец Стэнли Слоткин привёз в США ГАЗ-М20 из Финляндии. По преданию, он вывез машину с трудом, чуть ли не тайно — в ящике, в котором ввёз Jaguar. Хотя детали этой истории могут быть преувеличены, «Победа» действительно оказалась в Штатах и привлекла внимание местных журналистов.
Журналист из Auto Speed & Sport отметил, что «Победа» — это хорошо сделанная машина, которой могла бы гордиться любая страна. Однако экспорт этой модели в Америку был маловероятен из-за политической ситуации и возможных патентных проблем, связанных с копированием элементов заокеанских машин начала 1940-х годов.
«Победа» также побывала на тесте британского журнала The Motor. Англичане отметили слабую динамику и тяжёлые тормоза, но похвалили качество отделки, прочность подвески и управляемость. Они также упомянули подозрительное сходство ГАЗ-М20 с местным Standard Vanguard, хотя, возможно, английский автомобиль был создан под влиянием советского.
Многие оценки западных журналистов были справедливы. Мощность двигателя «Победы» и её динамика действительно были низкими по меркам середины 1950-х годов. Однако в то время, когда американцы делали фото «Победы» рядом с новейшим Chevrolet, в Горьком уже создали более современную «Волгу» ГАЗ-М21.
«Волга» произвела хорошее впечатление на западную публику, в том числе на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.