Стоимость китайских авто непредсказуема: глава «Альфа-Лизинг» о проблемах рынка лизинга
Краткое резюме
Рынок автомобильного лизинга переживает кризис из-за падения спроса и накопления запасов техники. Сделка Альфа-банка с «Европланом» позволит банку расширить лизинговый портфель, а «Альфа-Лизинг» сосредоточится на цифровых сервисах и региональной инфраструктуре.
Рынок автомобильного лизинга переживает непростые времена из-за падения спроса и увеличения изъятий, что приводит к накоплению значительных запасов техники. В условиях всё ещё высокой ключевой ставки реализация этих запасов представляет собой серьёзную проблему.
Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов рассказал «Ъ» о том, как участники рынка справляются с кризисом, а также о роли цифровых сервисов и покупке Альфа-банком компании «Европлан».
По словам Максима Агаджанова, сделка с «Европланом» позволит Альфа-банку существенно разнообразить свой лизинговый портфель, увеличить клиентскую базу и удвоить долю на рынке лизинга. «Альфа-Лизинг» продолжит свою деятельность, сосредоточившись на расширении ассортимента услуг, внедрении цифровых сервисов с использованием искусственного интеллекта и развитии региональной инфраструктуры через сеть многофункциональных хабов.
Максим Агаджанов отметил, что текущий год стал одним из самых сложных для рынка лизинга. Высокий уровень ключевой ставки привёл к тому, что клиенты не могут выплачивать лизинговые платежи, что, в свою очередь, вызвало рост запасов автомобилей. При этом цены на автомобили продолжали снижаться, создавая дополнительные трудности для лизинговых компаний.
Ситуация усугубляется тем, что при наличии тысяч автомобилей на складах и снижении цен рынок находится в состоянии падения. Высокая ключевая ставка заставляет клиентов откладывать покупки, поскольку они ожидают дальнейшего снижения цен. В результате лизинговый рынок испытывает значительное снижение активности.
Изменение структуры рынка, связанное с переходом от европейских, американских и корейских брендов к китайским, также добавило сложностей. Ранее рынок работал по европейской и американской «сервисной модели», где стоимость автомобиля была предсказуема на несколько лет вперёд. Однако китайская «трансакционная модель» предполагает более непредсказуемое поведение рынка, где стоимость автомобиля после продажи не так важна, а новые модели могут значительно отличаться от предыдущих.
Таким образом, российский рынок лизинга находится в состоянии «слома», когда компании привыкли к определённым моделям поведения рынка, но новые условия требуют адаптации к изменяющимся реалиям.