Бизнес

Демографическое старение в России ставит под вопрос устойчивость пенсионной системы

Краткое резюме

Повышение пенсионного возраста в 2018 году временно снизило нагрузку на трудоспособное население России, но проблема несбалансированности пенсионной системы остаётся. Изменение соотношения работающих и пожилых людей может потребовать введения базового пенсионного дохода вместо страховой пенсии.

Повышение пенсионного возраста в 2018 году снизило нагрузку на трудоспособное население, но лишь временно решило проблему несбалансированности российской пенсионной системы. Лаборатория исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН подсчитала, что зависимость пенсионной системы от трансфертов из бюджета продолжит расти, и в будущем на смену страховой пенсии может прийти базовый пенсионный доход. Согласно расчётам Лаборатории исследований базового пенсионного дохода Института экономики РАН, опубликованным в «Вестнике ИЭ РАН» в статье «Старение населения и демографическая нагрузка на российскую пенсионную систему», изменение соотношения работающих и пожилых людей в РФ может потребовать новой реформы системы пенсионного обеспечения. Российская пенсионная система основана на страховых принципах: большую часть расходов на выплату пенсий покрывают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые работодатели перечисляют в Соцфонд за своих сотрудников, а меньшую часть — трансферты из федерального бюджета. Чтобы сдержать рост числа выходящих на пенсию на фоне сокращения трудоспособного населения, в 2018 году правительство повысило пенсионный возраст на пять лет. По наиболее реалистичному демографическому прогнозу Росстата, население РФ сократится с 146,1 млн человек в начале 2025 года до 141,3 млн к 2035 году и до 139 млн к 2045 году. Это связано с тем, что в ближайшие годы будут стареть многочисленные позднесоветские поколения, а в фертильный возраст вошли или войдут относительно малочисленные поколения женщин, рождённых после 1990 года. Также будет сокращаться численность как занятых, так и рабочей силы. Среднегодовая численность мужчин 25–54 лет снизится с 30 млн человек в 2024 году до 29,5 млн к 2026 году, до 28,9 млн к 2028 году и до 28,6 млн к 2030 году. Среднегодовая численность женщин 30–54 лет уменьшится с 28 млн человек в 2024 году до 27,5 млн к 2026 году, до 26,8 млн к 2028 году и до 26,2 млн к 2030 году. В результате даже с учётом роста участия в рабочей силе людей предпенсионного и пенсионного возраста численность занятых к 2026 году относительно 2024 года сократится на 1,8%, к 2028-му — на 2,8%, к 2030 году — на 3,6%. В итоге совокупный эффективный «коэффициент демографической нагрузки пожилыми» в 2025–2045 годах увеличится с 37,1% до 51,2%. Это приведёт к росту потребности пенсионной системы в трансфертах из федерального бюджета, особенно при продолжении роста зарплат на фоне сокращения населения.

Фильтры и сортировка