Ассоциация продуктового сектора опасается подорожания рыбы из-за роста тарифов на перевозку
Краткое резюме
Ассоциация организаций продуктового сектора просит продлить понижающий коэффициент на перевозку продуктов в рефрижераторных контейнерах из-за планируемого повышения тарифов на 24,13% с 2026 года. Это может привести к росту цен на рыбу и другие скоропортящиеся товары.
Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) обратилась к заместителю председателя правительства Дмитрию Патрушеву с просьбой продлить действие понижающего коэффициента 0,9009 на перевозку продуктов питания в рефрижераторных контейнерах по железной дороге на 2026 год и последующие периоды. Копия письма имеется в распоряжении Forbes.
В обращении АСОРПС также просит поддержать инициативу и помочь в разработке гибкой тарифной политики РЖД для грузов, перевозимых в таких контейнерах. Основной объём дальневосточной рыбы доставляется в центральную часть России именно этим способом — в рефрижераторных контейнерах и изотермических вагонах.
Члены ассоциации обеспокоены предстоящим повышением тарифа на перевозку продуктов питания с 1 января 2026 года на 24,13% по сравнению с уровнем ноября текущего года. По мнению АСОРПС, это увеличение связано с тремя факторами: ежегодным ростом железнодорожного тарифа на 10% с 1 декабря 2025 года, повышением ставки НДС на 2% с 1 января 2026 года и отменой понижающего коэффициента.
В абсолютных цифрах увеличение железнодорожного тарифа по маршруту Владивосток — Москва составит 73 000 рублей, а по маршруту Владивосток — Санкт-Петербург — 75 000 рублей с учётом НДС 22%. Это приведёт к увеличению стоимости рыбной продукции примерно на 3 рубля за 1 кг. Такого резкого повышения железнодорожного тарифа в течение месяца в современной России ещё не было, подчёркивается в документе.
Операторы рефрижераторных контейнеров и изотермических вагонов обеспокоены тем, что рост стоимости транспортировки рыбы может привести к нехватке рефрижераторных контейнеров на Дальнем Востоке. Это, в свою очередь, может поставить под угрозу доставку рыбы и морепродуктов в центральные регионы страны. В АСОРПС также отмечают, что рост тарифов может повлиять на стоимость таких скоропортящихся товаров, как молочные и мясные продукты.
Согласно письму, объём продуктов питания, перевозимых в рефрижераторных контейнерах на Дальний Восток, стремительно снижается в течение последних нескольких лет. АСОРПС связывает это с отменой тарифных коридоров РЖД на транспортировку продуктов в направлении Восточного полигона с августа прошлого года, проблемами Восточного полигона и перераспределением грузовых потоков.
Номенклатуру грузов, допускающихся к перевозке в рефрижераторных контейнерах, невозможно изменить из-за тарифной политики РЖД. При этом тарифы на транспортировку одной и той же номенклатуры грузов с разными типами контейнеров отличаются в разы.
По данным АСОРПС, наиболее массовой номенклатурой скоропортящихся грузов, которые перевозятся железнодорожным транспортом, является пиво. Тариф РЖД на перевозку по маршрутам Москва — Владивосток с грузом «пиво» с 1 января 2026 года в универсальном контейнере составит 211 100 рублей, а в рефрижераторном — 483 400 рублей.