Для чего в советские времена топор делали с роликами
Краткое резюме
В 1980-х годах изобрели топор с роликами на лезвии для упрощения рубки дров. Ролики уменьшали трение и помогали извлекать лезвие, но топор не получил широкого распространения из-за ненадёжности роликов.
За последние 150 лет потребность в использовании дров в качестве топлива значительно снизилась благодаря распространению угля и нефти. Однако древесина по-прежнему остаётся важным источником энергии, особенно для небольших и удалённых населённых пунктов.
Всем, кто сталкивался с необходимостью заготовки дров, известно, что это трудоёмкий процесс. Чтобы облегчить его, в 1980-х годах был изобретён необычный топор с роликами на лезвии.
Этот инструмент появился на рубеже 1980-х и 1990-х годов. Возникает вопрос: зачем на лезвии топора нужны ролики? Дело в том, что при колке дров иногда случается так, что лезвие входит в чурку, но не раскалывает её. Тогда приходится бить ещё раз или стучать топором с чуркой на лезвии по колодке.
Чтобы упростить процесс рубки и избавить дровосека от подобных действий, инженеры решили добавить на лезвие два ролика, смещённых относительно центра. Принцип работы такой системы довольно прост: сила качения при прочих равных значительно ниже силы трения и скольжения. Следовательно, два крутящихся ролика существенно уменьшают затраты энергии на процесс рубки.
Механизм позволяет практически полностью исключить трение из процесса разрубания дерева. Кроме того, ролики помогают легче и быстрее извлекать лезвие инструмента, если оно застряло.
Несмотря на интересность идеи, такой топор так и не получил широкого распространения. Причиной тому стала его ненадёжность: ролики, как и любой другой подвижный элемент, при силовом воздействии быстро изнашивались и ломались. Хватало такого инструмента максимум на 10–12 кубометров дров.